В мировой практике используются две различные технологии строительства цементобетонных покрытий и оснований: в рельс-формах и скользящей опалубке.

Безрельсовая укладка бетона в покрытия автомобильных дорог основана на применении специальных машин — бетоноукладчиков со скользящими формами, рабочие органы которых выполняют за один проход машины распределение и уплотнение бетонной смеси, отделку поверхности бетона, а также устройство продольного деформационного шва. Полная автоматизация основных процессов укладки, однопроходный режим работы, отказ от трудоемких операций по монтажу и демонтажу рельс — форм позволяют резко повысить эффективность строительных работ: улучшить ровность покрытия, увеличить производительность укладки, снизить стоимость и трудоемкость работ.

Строительство цементобетонных покрытий комплектами машин со скользящими формами может иметь различное количество машин в комплекте. Комплект машин включает:

профилировщик оснований;

-конвейер-перегружатель;

-распределитель бетонной смеси;

-бетоноукладчик;

-оборудование для заглубления арматуры;

-трубчатый финишер;

-машина для устройства шероховатой поверхности и нанесения пленкообразующих материалов;

-нарезчик швов;

-заливщик швов;

Технологическими условиями, обеспечивающими реализацию преимуществ от применения безрельсовых комплектов машин, являются: ровность и плотность основания; материал основания и его несущая способность; консистенция бетонной смеси; однородность смеси по составу и консистенции как в течение смены, так и пределах замеса; дальность возки бетонной смеси; возможность бесперебойной подачи транспорта к бетоноукладчику, все это определяется поперечным профилем, наличием подъездных путей и съездов, а также возможностью расстановки машин и механизмов на линии. При этом имеется в виду, что, во-первых, отсутствует возможность исправления основания в ходе движения машин; во-вторых, смесь выдерживается в опалубке в течение короткого отрезка времени; в-третьих, гусеничные безрельсовые машины в принципе однопроходные, что исключает возможность последующего исправления покрытия как в местах плохой отделки из-за неоднородности смеси так и в местах вынужденных остановок машины. Последнее обстоятельство следует отметить особо.

По характеру работы бетоноотделочная машина на гусеничном ходу — высокопроизводительная. При рабочей скорости около 1м/мин его сменная производительность составляет не менее 1000 погонных метров покрытия. При ширине укладки 7,5-8 м расход бетонной смеси в смену до 2000 м3. Для совместной работы с такой машиной необходим бетонный завод с часовой производительностью не менее 220-240 м3. Технология на рельс-формах:

1)Подготовка основания. Необходимо иметь достаточно прочное основание, особенно, если большие нагрузки. Как правило, во всех случаях ЗП заканчивают не менее, чем за год до устройства покрытия. Основание может служить: цементогрунтовые, щебеночные, шлаковые, гравийные и песчаные материалы. Основание должна быть не менее на 0,5м шире пр.части для установки рельс-форм.

2)Установка рельс-форм и их обкатка. Проверяется точность установки рельс-форм. Она должна быть 5мм. Обкатка рельс-форм должна производится самой тяжелой машиной комплекта. Рельс-формы непосредственно перед укладкой бетонной смеси необхо­димо смазать с внутренней стороны отработанным маслом.

3)Устройство выравнивающего слоя из необработанных вяжущими песков укладывают на щебеночные и гравийные основания устраивают на всю ширину покрытия. Этот слой, а также песчаное основание профилируют и уплотняют профилировщиками с фрезой или без (с фрезой – уст-во основания из грунта укрепленного цементом).

4)Установка арматуры и прокладок с арматурными штырями в швах расширения. Армирование предусматривают: при устройстве ц/б на песчаных основаниях края плит усиливают продольной арматурой в виде 2 стержней ǿ 12мм; при тяжелом движении на дорогах I и II категорий усиливают арматурными сетками при насыпях на болотах и над трубами или при насыпи выше 3м. Установку арматуры, как и установку закладных деталей швов сжатия и продольного шва, осуществляют до начала бетонирования или в процессе

5)Распределение бетонной смеси. Бетонную смесь следует распределять с помощью распределителя с учетом припуска на уплотнение, величину которого следует устанавли­вать в зависимости от толщины покрытия и удобоукладываемости смеси и определять при пробном бетонировании. Допускается распределение бетонной смеси бетоноукладчиком в случае выгрузки бетонной смеси на основание.

6)Укладка и уплотнение. Незначительные неровности и мелкие дефекты поверхности покрытия после прохода бетоноукладчика следует исправлять с помощью трубного финишера. Трубы финишера следует слегка увлажнить тонко-распыленной водой через систему орошения. Уплотнение и отделку бетона в покрытии следует производить. как правило, непрерывно, избегая остановок бетоноотделочной машины с включенными вибраторами.

7)Нарезка швов в свежеуложенном бетоне осуществляют спциальным нарезчиком, который движется в потоке машин за бетоноотделочной машиной в 5-10м от нее. После нарезки бетон отделывают в зоне шва.

8)Обработка поверхности бетонного покрытия. Шероховатость бетонного покрытия следует устраивать путем обработки поверхности свежеуложенного бетона мешковиной, щетками, дисковой накаткой и др.

9)Уход за свежеуложенным бетоном. Уход за свежеуложенным бетоном следует осуществлять до момента достижения бетоном проектной прочности, но не менее 28 сут. Для ухода за бетоном следует применять пленкообразующие материалы, которые наносятся на бетонную поверхность в количестве не менее 400 г/м2 при температуре воздуха до 25°С и 600 г/м2 при темпе­ратуре 25 °С и выше, как правило, в два слоя с интервалом в 20—30 мин. В случае выпадения осадков следует применять рулонные пароводонепроницаемые материалы.

10)Снятие рельс-форм производят не ранее 24 ч после укладки бетонной смеси. Отделять рельс-формы от бетона следует с помощью приспособле­ний, обеспечивающих целостность боковых граней и кромок плит. После их снятия торцы бетонной плиты обрабатывают битумной эмульсией или другими водонепроницаемыми материалами.

11)Нарезка швов в затвердевшем бетоне производят при наборе прочности бетона 8-10 МПа. При этом осуществляетсЯ пробная нарезка шва и проверка кромок. Если происходит выкрашивание кромки, то нарезка прекращается и необходимо дождаться набора большей прочности.

12)Заливка швов мастикой.

Строительство предварительно напряжённых монолитных

цементобетонных покрытий

Плюс: уменьшение толщины слоя.

2 системы по способу создания преднапряжения и способу работы: 1) подвиж., 2) неподвижн.

Минус: концевые упоры достаточно жесткие; домкратами разжимается по центру уже застывшее покрытие; сложная технология, требующая сложного оборудования; необходимость периодического создания напряжений из-за усадки.

НЕПОДВИЖН: (рис.52а)

1) строятся концевые упоры (разбивочные работы; рытьё котлованов под концевые упоры; изготовление арматурного каркаса; установка опалубки; уст. арматуры; бетонирование концевого упора; уход за бетоном; снятие опалубки; уход за бетоном; обратная засыпка котлована; уплотнение грунта; набор прочности бетона концевых упоров)

2) строительство монолитного напряженного покрытия (подготовка основания; формирование плиты бет. покр. (часто компл. на рельс-формах) специализированным комплектом машин; уход за покрытием; установка домкратов в силовой шов; поэтапное обжате покрытия по мере набора прочности бетона; фиксация проектного положения плит)

(гидродомкрат – прокладки; клинья – омоноличивание, заанкеривание арматуры; пневмодомкрат – металлич. накладки и омонол. шов)

ПОДВИЖН: (сущ. с внешним и внутренним обжатием) (рис.52б,в)

С внешним обжатием осущ. по технологии аналогичной неподвижной. Разница заключается в конструкции силового шва. В подвижн. системе примен. упругий шов. Наиболее широкое распространение получили покрытия с внутренним обжатием, которые могут устр. с напряжением арматуры до бетонирования или после бетонир. и набора прочности бетона.

Струнно-бетонное покр. (рис 53) Возможны различные варианты устр. покр. с созданием напряжения после бнтонирования. а) продольн. б) диагональн. в) по периметру

а

б

в

При устр. покр. из напряженных плит, в частности из стр-бет. плит, на подходах к искусств. сооружению надо обязательно устраивать либо несколько коротких плит со швами расширения, либо швы расширения спец.конструкции (и с легко сжимаемыми прокладками).

а) неподвижная внешнеобжатая

б) подвижная с внешним обжатием

в) подвижная с внтуренним обжатием

Рис. 17.11. Принципиальная схема струнобетонного покрытия:

1 — анкерные упоры; 2 — плиты струнобетонного покрытия; 3 — швы

расширения; 4 — продольные швы между захватками; 5 — песчаное основание;

6 — подшовные плиты

.

(утв. постановлением Госстроя РФ от 7 августа 2003 г. N 142)

Строительные нормы и правила РФ
ФЕР 81-02-27-2001
Федеральные единичные расценки
на строительные работы ФЕР-2001
Сборник N 27 «Автомобильные дороги»
ФЕР-2001-27
(утв. постановлением Госстроя РФ от 7 августа 2003 г. N 142)

Введены в действие с 7 августа 2003 г.

См. ГЭСН 81-02-27-2001 «Автомобильные дороги», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 г. N 82

См. Индивидуальные элементные сметные нормы и расценки на работы по ремонту автомобильных дорог с использованием новой техники и технологий, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 8 сентября 2003 г. N ИС-774-р

Техническая часть

Раздел 01. Основания и покрытия из грунтов, укрепляемых вяжущими

материалами

1. Основания и покрытия из грунтов, укрепляемых

органическими вяжущими материалами

Таблица 27-01-001. Укрепление грунтов однослойных

оснований и покрытий толщиной до 20

см

Таблица 27-01-002. Устройство оснований и покрытий из

готовой битумно-грунтовой смеси

2. Основания и покрытия из грунтов, укрепляемых

неорганическими вяжущими материалами

Таблица 27-01-003. Укрепление грунтов однослойных

оснований и покрытий толщиной до 20 см

смешением с цементом навесными фрезами

Таблица 27-01-004. Устройство оснований и покрытий из

готовой цементно-грунтовой смеси

толщиной 15 см

Раздел 02. Дренажные водосбросные устройства

Таблица 27-02-001. Устройство дренажей

Таблица 27-02-002. Устройство сбросов воды из продольных

дренажей

Таблица 27-02-003. Устройство дренажных воронок под

обочинами

Таблица 27-02-004. Устройство водосбросных сооружений с

проезжей части из лотков в откосах

насыпи

Таблица 27-02-005. Устройство водосбросных сооружений с

проезжей части из продольных лотков из

сборного бетона

Таблица 27-02-006. Устройство водосбросных сооружений с

проезжей части из водоприемных

колодцев

Таблица 27-02-007. Устройство водосбросных сооружений с

проезжей части из открытых лотков на

обочинах

Таблица 27-02-008. Устройство водосбросных сооружений с

проезжей части из гасителей

Таблица 27-02-009. Укрепление площадки за шпорами

гасителя сборными бетонными плитами

при размываемых грунтах

Таблица 27-02-010. Установка бортовых камней

Раздел 03. Подготовка существующих оснований и покрытий под черные

щебеночные (гравийные) и асфальтобетонные покрытия (при

реконструкции)

1. Исправление профиля оснований

Таблица 27-03-001. Исправление профиля щебеночных и

гравийных оснований

Таблица 27-03-002. Исправление профиля песчано-гравийных

оснований и покрытий

Таблица 27-03-003. Нормы для корректировки таблицы

27-03-002 при изменении толщины слоя

основания или покрытия

Таблица 27-03-004. Устройство выравнивающего слоя из

асфальтобетонной смеси

2. Разборка существующих сооружений

Таблица 27-03-008. Разборка покрытий и оснований

Таблица 27-03-009. Срезка поверхностного слоя

асфальтобетонных дорожных покрытий

методом холодного фрезерования

Таблица 27-03-010. Разборка бортовых камней

Раздел 04. Подстилающие, выравнивающие слои основания и покрытия

1. Подстилающие и выравнивающие слои основания

Таблица 27-04-001. Устройство подстилающих и

выравнивающих слоев оснований

2. Основания и покрытия из гравийных, песчано-гравийных и

щебеночно-песчаных смесей

Таблица 27-04-003. Устройство оснований и покрытий из

песчано-гравийных смесей или

щебеночно-песчаных смесей

3. Основания и покрытия из щебеночных материалов

Таблица 27-04-005. Устройство оснований из щебня фракции

40-70 мм при укатке каменных

материалов с пределом прочности на

сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/см2)

Таблица 27-04-006. Устройство оснований из щебня фракции

40-70 мм при укатке каменных

материалов с пределом прочности на

сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше

700 до 1000 кгс/см2)

Таблица 27-04-007. Устройство основания из щебня фракции

40-70 мм при укатке каменных

материалов с пределом прочности на

сжатие до 68,6 МПа (700 кгс/см2)

Таблица 27-04-008. Нормы для корректировки таблиц

27-04-005, 27-04-006 и 27-04-007 при

использовании однослойных и верхнего

слоя двухслойных оснований под

движение транспорта до полного

окончания работ

Таблица 27-04-009. Устройство оснований толщиной 12 мм из

щебня фракции 70-120 мм

Таблица 27-04-010. Нормы для корректировки таблицы

27-04-009 при использовании

однослойных и верхнего слоя

двухслойных оснований под движение

транспорта

Таблица 27-04-011. Устройство оснований из отвальных

доменных шлаков

Таблица 27-04-012. Устройство покрытий толщиной 15 см при

укатке щебня с пределом прочности на

сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/см2)

Таблица 27-04-013. Устройство покрытий толщиной 15 см при

укатке щебня с пределом прочности на

сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше

700 до 1000 кгс/см2)

Таблица 27-04-014. Устройство покрытий толщиной 15 см при

укатке щебня с пределом прочности на

сжатие до 68,6 МПа (700 кгс/см2)

Таблица 27-04-015. Устройство щебеночных оснований,

обработанных в верхней части

пескоцементной смесью

Таблица 27-04-016. Устройство прослойки из нетканого

синтетического материала (НСМ)

Таблица 27-04-017. Устройство теплоизоляционного слоя из

пенопласта

4. Основания и покрытия, устраиваемые на крутых склонах

Таблица 27-04-021. Устройство основания из пескоцементной

смеси на крутых склонах

Таблица 27-04-022. Устройство покрытия из цементобетона

на крутых склонах

Раздел 05. Устройство мостовых и подзоров

1. Устройство мостовых

Таблица 27-05-001. Устройство мостовых из колотого и

булыжного камня по готовому основанию

Таблица 27-05-002. Устройство брусчатых и мозаиковых

мостовых

2. Мощеные подзоры и отмостки

Таблица 27-05-005. Устройство мощеных подзоров и отмосток

толщиной 10 см

Раздел 06. Устройство оснований и покрытий

1. Жесткие дорожные одежды

Таблица 27-06-001. Устройство дорожных покрытий из

сборных железобетонных плит

Таблица 27-06-002. Устройство цементобетонных покрытий,

устраиваемых машинами

бетоноукладочного комплекта на

рельс-формах

Таблица 27-06-003. Нормы для корректировки таблицы

27-06-002 при устройстве покрытий на

высоких насыпях и невозможности

прохода автомашин по обочинам

Таблица 27-06-004. Нормы для корректировки таблиц

27-06-003 и 27-06-017 при устройстве

покрытий и оснований двумя полосами по

3,5-4 м

Таблица 27-06-005. Нормы для корректировки таблицы

27-06-002 (нормы 1-16) при уходе за

цементобетонным основанием или

покрытием засыпкой песком и поливкой

водой

Таблица 27-06-006. Нормы для корректировки таблицы

27-06-002 при уходе за бетоном

пленкообразующими материалами в

условиях континентального сухого и

жаркого климата

Таблица 27-06-007. Нарезка швов

Таблица 27-06-008. Устройство шва-стыка

Таблица 27-06-009. Укладка сетки в дорожное покрытие

Таблица 27-06-010. Устройство однослойных покрытий,

устраиваемые машинами

высокопроизводительного

бетоноукладочного комплекта со

скользящими формами

Таблица 27-06-011. Устройство швов расширения

Таблица 27-06-012. Устройство швов в затвердевшем бетоне

Таблица 27-06-013. Устройство покрытий средствами малой

механизации при примыкании к

искусственным сооружениям

2. Нежесткие дорожные одежды

Таблица 27-06-016. Устройство оснований внегородских

автомобильных дорог механизированным

способом с применением дорожного

бетона

Таблица 27-06-017. Устройство оснований городских

проездов

Таблица 27-06-018. Устройство оснований и покрытий из

черного щебня

Таблица 27-06-019. Устройство покрытий из холодных

асфальтобетонных смесей

Таблица 27-06-020. Устройство покрытия толщиной 4 см из

горячих асфальтобетонных смесей

Таблица 27-06-021. Нормы для корректировки таблицы

27-06-020 при изменении толщины

покрытия на 0,5 см

Таблица 27-06-022. Поверхностная обработка органическими

вяжущими

Таблица 27-06-023. Поверхностная обработка с применением

мытого щебня

Таблица 27-06-024. Укладка, полупропитка и пропитка

щебеночных оснований и покрытий

Таблица 27-06-025. Устройство оснований из готовой

цементогрунтовой смеси толщиной 16 см

с применением профилировщиков со

скользящими формами

Таблица 27-06-026. Розлив вяжущих материалов

Таблица 27-06-027. Добавка гравия, песка или

песчано-гравийной смеси

Таблица 27-06-028. Распределение порошкообразных добавок

Раздел 07. Дорожки и тротуары

Таблица 27-07-001. Устройство асфальтобетонных покрытий

дорожек и тротуаров

Таблица 27-07-002. Устройство оснований под тротуары из

кирпичного или известнякового щебня

Таблица 27-07-003. Устройство бетонных плитных тротуаров

с заполнением швов

Таблица 27-07-004. Устройство деревянных тротуаров

Раздел 08. Укрепительные полосы у краев дорожных покрытий и укрепление

обочин

Таблица 27-08-001. Устройство укрепительных полос и

укрепление обочин

Таблица 27-08-002. Устройство укрепительных полос из

сборных железобетонных плит

Раздел 09. Обустройство дорог

1. Защитные ограждения дорог

Таблица 27-09-001. Устройство защитных ограждений

Таблица 27-09-002. Установка барьерного дорожного

металлического ограждения

Таблица 27-09-003. Установка барьерных ограждений на

подходах к мостам и путепроводам

Таблица 27-09-004. Установка столбиков сигнальных и тумб

деревянных простых

Таблица 27-09-005. Изготовление и установка перил и тумб

с дощатым ограждением

Таблица 27-09-006. Устройство средств технического

регулирования

2. Дорожные знаки

Таблица 27-09-008. Установка дорожных знаков

бесфундаментных

Таблица 27-09-009. Установка дорожных знаков на

металлических стойках и сборных

железобетонных фундаментах

Таблица 27-09-010. Установка дорожных знаков на сборных

железобетонных и асбестоцементных

стойках и сборном железобетонном

фундаменте

Таблица 27-09-011. Установка дорожных знаков на

металлических рамных конструкциях

Таблица 27-09-012. Установка дополнительных щитков

3. Разметка

Таблица 27-09-016. Разметка проезжей части краской

Таблица 27-09-017. Разметка проезжей части термопластиком

Раздел 10. Приготовление материалов

Таблица 27-10-001. Приготовление битумных вяжущих

материалов и эмульсий

Таблица 27-10-002. Приготовление асфальтобетонных смесей

из фракционного щебня (гравия) для

горячей укладки

Таблица 27-10-003. Приготовление полимерно-битумного

вяжущего

Таблица 27-10-004. Приготовление полимерасфальтобетонных

смесей

Таблица 27-10-005. Приготовление черного фракционного

щебня

Таблица 27-10-006. Приготовление на инвентарном

автоматизированном бетонном заводе в

построечных условиях бетонных жестких

смесей

Таблица 27-10-007. Приготовление грунтовых смесей,

обработанных вяжущими материалами, в

установке, установленной в карьере

Таблица 27-10-008. Приготовление камня

Раздел 11. Дороги, колесопроводы, эстакады, слани и разъезды на болотах

Таблица 27-11-001. Устройство дорог с однорядным настилом

из бревен

Таблица 27-11-002. Устройство колесопроводов для

автомобилей грузоподъемностью до 5 т

Таблица 27-11-003. Укладка сланей на болотах с плотным

торфом под насыпи дорог

Таблица 27-11-004. Устройство разъездов на колесопроводах

Таблица 27-11-005. Устройство эстакад и проезжей части из

бревен

Таблица 27-11-006. Устройство пешеходных площадок

Таблица 27-11-007. Устройство колесопроводов из сборных

железобетонных плит

Таблица 27-11-008. Устройство разъездов из сборных

железобетонных плит

Раздел 12. Устройство временных дорог

1. Устройство временных грунтовых и лежневых дорог

Таблица 27-12-001. Устройство временных грунтовых дорог

профилированных при работе в нулевых

отметках

Таблица 27-12-002. Устройство временных грунтовых дорог

профилированных при работе выше

нулевых отметок

Таблица 27-12-003. Россыпь добавок песка для улучшения

временных профилированных грунтовых

дорог

Таблица 27-12-004. Устройство покрытий временных дорог

серповидного профиля толщиной слоя 15

см

Таблица 27-12-005. Устройство и разборка временных

лежневых дорог

2. Дороги колейные из сборных железобетонных плит

Таблица 27-12-008. Устройство и разборка временных

колейных дорог из сборных

железобетонных плит

Таблица 27-12-009. Устройство и разборка временных

разъездов

Таблица 27-12-010. Устройство и разборка дорог из сборных

железобетонных плит со сплошным

покрытием

Приложение 1. Сборник сметных расценок на эксплуатацию строительных

машин и механизмов в базисных ценах по состоянию на 1

января 2000 г.

Приложение 2. Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции в

базисных ценах по состоянию на 1 января 2000 г.

Таблица замены ресурсов

Техническая часть

1. Общие указания

2. Правила исчисления объемов работ

3. Коэффициенты к расценкам

1. Общие указания

1.1. В настоящем сборнике содержатся федеральные единичные расценки (далее расценки), разработанные на основании государственных элементных сметных норм, сборник ГЭСН 81-02-27-2001, с учетом дополнений и изменений к нему, выпуск 1, на выполнение работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках.

1.2. Расценками табл.02-010, 03-004, 03-008 следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах. В этом случае необходимо пользоваться расценками сборника ФЕРр-2001-68 «Благоустройство». Перемещение мостовой и разборку тротуаров определять по расценкам сборника ФЕРр-2001-68 «Благоустройство».

1.3. Посадку снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует определять по сборнику ФЕР-2001-47 «Озеленение. Защитные лесонасаждения».

1.4. Затраты на расчистку полосы отвода от леса, кустарника и завалов, переустройство подземных и надземных коммуникаций, укрепление откосов земляного полотна, строительство мостов и труб при возведении временных дорог следует определять дополнительно по соответствующим Сборникам ФЕР-2001.

1.5. Затраты на доставку грунта для отсыпки земляного полотна временных дорог следует определять по тарифам на перевозки грузов для строительства.

1.6. Затраты по устройству уширения земляного полотна для прохода автомашин определяются дополнительно по соответствующим расценкам сборника ФЕР-2001-01 «Земляные работы» в объеме, предусмотренном проектом.

1.7. В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина конструктивных слоев, отличная от учтенных в расценках, расход следует корректировать пропорционально толщине слоя.

1.8. Расценками учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования

1.9. Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена, в связи с чем при доставке 1 т битума и битумной эмульсии следует добавлять стоимость эксплуатации автогудронатора вместимостью 3500 л (код 120101) — 2,76 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной — 0,53 руб.) на каждый километр доставки.

1.10. Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценки 1 табл.06-017 и табл.07-002. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 1 м3 воды следует добавлять к стоимости эксплуатации поливомоечных машин (код 121601) — 1,76 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной — 0,19 руб).

1.11. В случаях, когда проектом организации строительства предусмотрено применение автобетоносмесителей, стоимость их эксплуатации следует учитывать дополнительно в расчете по объему равному времени работы ведущей машины, выполняющей бетонные работы.

1.12. Расценками настоящего сборника (за исключением особо оговоренных случаев) предусмотрено перемещение материалов (подноска, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.

Затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов, учтены в расценках на среднее расстояние до 1 км, кроме инертных материалов, которые транспортируются на расстояние до 50 м.

1.13. Расценками настоящего сборника предусмотрено производство работ при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков применять коэффициенты по табл.1.1.

1.14. При применении дегтей вместо битума расход увеличивать на 20%.

1.15. Затраты при устройстве двухслойных оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении автогрейдеров, следует определять по расценке 2 табл.01-001 для каждого слоя отдельно.

1.16. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует пользоваться расценками табл. 01-003 с заменой цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.

1.17. В расценках табл.03-002; 03-003 при использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме:

а) до 30% принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см — 70 м3; толщиной двух слоев 16 см — 140 м3; при изменении толщины слоя +-1 см — 9 м3;

б) до 50% принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см — 50 м3, толщиной двух слоев 16 см — 100 м3, при изменении толщины слоя +-1 см — 6 м3;

в) до 75%, принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см — 25 м3, толщиной двух слоев 16 см — 50 м3, при изменении толщины слоя +-1 см — 3 м3.

1.18. Затраты на устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует определять по расценкам табл.04-001.

1.19. Затраты на устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня, а также щебеночно-песчаных следует определять по расценкам табл.04-003, расход материалов принимать по проекту.

1.20. Затраты на устройство щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует определять по расценкам табл.04-005 и 04-013 с заменой стоимости каменного щебня по нормативному расходу, учтенному расценками, шлаковым щебнем соответствующих фракций, принимаемых по проекту.

1.21. Затраты на устройство оснований и покрытий по расценкам табл.04-001, 03-001; 03-004; 04-005; 06-022 — 06-024, 06-013; 03-002; 03-007; 06-019 с предусмотренными проектом дополнительными работами следует определять по расценкам табл.06-026 — 06-028. Затраты по введению добавок в виде водных растворов в расценках табл.01-001; 01-003 учтены.

1.22. При устройстве мостовых из булыжного и колотого камня по готовому основанию при изменении толщины слоя на каждый проход катка сверх трех в расценке 2 табл.05-001 на 1000 м2 покрытия добавлять стоимость эксплуатации катков дорожных самоходных 13 т (код 120907) — 54,45 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной — 6,48 руб.).

1.23. При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к расценке 1 табл.05-002 добавлять: битум 0,4 т, порошок минеральный 3,15 т, исключать песок 3,5 т.

1.24. При устройстве покрытий (табл.06-018; 06-024; 03-002; 06-019; 06-020) затраты на поверхностную обработку определяются, в случае необходимости, дополнительно по табл.06-022.

1.25. Затраты на разогревание битума следует определять дополнительно по расценке 10-001-6 (кроме таблиц, в которых предусмотрены котлы битумные).

1.26. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных материалов:

а) при использовании основания для движения транспорта до завершения работ к расценкам табл.04-005 — 04-007 следует добавлять затраты по табл.04-008;

б) при толщине нижнего слоя основания более 18 см его устройство определяется по расценке 3 табл.04-005 — 04-007 в два слоя с изменением толщины +-1 см для каждого слоя отдельно;

в) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного основания и покрытия расход битума принимать по проекту;

г) в расценках таблицы 04-009 предусмотрен щебень из низкопрочных каменных материалов;

д) при толщине нижнего слоя покрытия более 18 см затраты на его устройство определяются по расценке 3 табл.04-012; 04-013; 04-014 в два слоя с изменением толщины +-1 см для каждого слоя отдельно.

1.27. Расценками табл.03-009 на фрезерование асфальтобетонного покрытия предусмотрена разная ширина барабана фрезы. Применение фрез с определенной шириной барабана определяется проектной организацией в зависимости от количества смотровых колодцев различного назначения, находящихся на ремонтируемой части дорожного покрытия.

Транспортировку асфальтобетонного лома определять дополнительно, имея ввиду, что погрузка лома в автосамосвалы учтена расценками. Возврат асфальтобетонного лома определяется на месте и оформляется соответствующим актом.

1.28. При определении затрат на устройство оснований из укатываемого цементобетона низких марок следует пользоваться расценками 9, 10 табл.06-016.

При устройстве оснований из дорожного бетона низких марок (тощего) толщиной слоя более 20 см последний устраивается в два слоя, при этом затраты определяются по расценкам 9, 10 табл.06-016 в два слоя (для каждого слоя отдельно). При толщине слоя, отличающегося от приведенного в расценках, расход дорожного бетона низких марок (тощего) следует принимать пропорционально толщине слоя.

1.29. В расценках 1-8 табл.06-016 и в расценках 1-16 табл.06-002 предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5-4 м следует учитывать дополнительно ресурсы по табл.06-004.

В расценках 1-10 табл.06-016 и расценках 1-16 табл.06-002 предусмотрен уход за цементобетонным основанием или покрытием с применением пленкообразующих материалов, при уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком с поливкой водой из указанных расценок следует исключать пленкообразующие материалы и машины по нанесению пленкообразующих материалов и добавлять затраты по расценкам 1, 2 табл.06-005

1.30. В расценке 1 табл.06-017 и расценке 17 табл.06-002 предусмотрен уход за основанием или покрытием способом засыпки песком с поливкой водой.

1.31. Затраты на нарезку швов в цементо-бетонном основании или покрытии следует определять по табл.06-007 в объеме, предусмотренном проектом. Устройство однослойных покрытий, армированных металлической сеткой, определяется по расценкам 9-16 табл. 06-002, а установка металлической сетки в покрытие — по расценкам табл.06-009.

1.32. В расценках табл.06-017 учтены затраты по устройству выравнивающего слоя по основанию из песка, в случаях применения другого материала изоляционного слоя расход корректировать следующим образом:

а) при устройстве изоляционного слоя из бумаги двухслойной, пропитанной битумом, — 100 м2, битум жидкий — 0,02 т;

б) при устройстве изоляционного слоя из черного песка: песок черный — 33 м3.

1.33. Затраты на устройство однослойных покрытий средствами малой механизации, определяются по расценкам 17, 18 табл.06-002, что должно быть обосновано проектом.

1.34. При поверхностной обработке органическими вяжущими материалами с применением битумной эмульсии в расценках табл.06-023 фракции щебня мытого следует принимать по проекту.

1.35. Затраты на устройство оснований из черного щебня с использованием двух расклинивающихся фракций щебня, определяются по расценке 1 табл.06-018

1.36. При применении высокоплотной асфальтобетонной смеси затраты на ее укладку следует определять по расценкам 1 и 2 табл.06-020 и табл.06-021, состав смеси подбирать индивидуально. Норму расхода асфальтобетонной смеси принимать по таблице:

Скачайте файл, чтобы продолжить чтение…

За год на Земле происходит примерно:

  • 1 землетрясение с магнитудой 8,0 и выше;
  • 10 — с магнитудой 7,0—7,9;
  • 100 — с магнитудой 6,0—6,9;
  • 1000 — с магнитудой 5,0—5,9.

Сильнейшее зарегистрированное землетрясение произошло в Чили в 1960 году — по более поздним оценкам, магнитуда Канамори составляла 9,5.

Конструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями

Дорожные одежды с конструктивными слоями из цементобетона относят к жесткому типу. Жесткие дорожные одежды являются наиболее капитальными и находят все более широкое применение в строительстве автомобильных дорог, рассчитанных на тяжелое и интенсивное движение автомобилей.

Конструкции жестких дорожных одежд принято классифициро­вать;

по технологии строительства — монолитные, сборные, сборно-монолитные;

по числу слоев — одно- и двухслойные;

по наличию и виду арматуры — неармированные, армирован­ные (армобетонные, железобетонные, непрерывно армированные);

по виду бетона — из тяжелого бетона, из легкого бетона (керамзитобетона, термолитобетона);

по расположению в дорожной одежде —в покрытии, в осно­вании;

по напряженному состоянию — обычные, предварительно на­пряженные (армированные и безарматурно обжатые);

по виду цемента — на обычном портландцементе, на напрягаю­щем цементе;

по способу уплотнения — из вибрированного бетона, из трамбо­ванного бетона, из литого бетона, из укатываемого тощего бетона.

Дорожные одежды с монолитными цементобетонными покры­тиями являются основной разновидностью конструкций жестких одежд. Жесткие дорожные одежды1 с монолитными цементобетонными покрытиями строят на дорогах I и II категорий, а при соответствующем технико-эко­номическом обосновании и на дорогах III категории.

Выравнивающий слой (рис. 31), как правило, укладывают в случае применения неподвиж­ной опалубки и комплекта ма­шин, передвигающихся по рельс-формам. Выравниваю­щий слой уменьшает силы тре­ния, возникающие при переме­щении плит покрытия по осно­ванию вследствие изменений температуры, выравнивает не­ровности основания и стабили­зирует изменение толщины по­крытия, более равномерно рас­пределяет силовое воздействие колес автомобилей и уменьша­ет напряжения от коробления плит покрытия, а также повы­шает стойкость поверхностного слоя основания. Применяя комп­лект высокопроизводительных машин ДС-100 с автоматической системой обеспечения ровности для устройства основания, осуществляемого машинами комплекта, используют слои из мате­риалов, укрепленных вяжущими, вследствие чего необходимость в устройстве выравнивающего слоя отпадает. Однако если требуемая ровность и прочность поверхностного слоя основания не обеспечены, например при применении цементогрунта II класса прочности, вы­равнивающий слой становится необходимым.

Для выравнивания пригоден песок или мелкий щебень, обрабо­танный битумом (слоем 3 ск) или необработанный песок (слоем 5 см).

Рис, 32. Типовые конструкции поперечных швов расширения

а — на покрытиях; б — перед искусственными сооружениями;

1 — штыри: 2 — каркас-корзинка из арматуры диаметром не менее 4 мм; 3 — упругая про­кладка (сосновая, еловая или из других материалов); 4 — битумная обмазка: 5 — полиэти­леновый колпачок; 6 — мастика; 7 — зазор; 8 — герметизирующий материал или резиновая прокладка; 9 — пористый легкосжимаемый материал (листовой полистирол и др.)

Рис. 31. Поперечные профили дорог с цементобетонными покрытиями при строительстве комплектами машин:

а— со скользящими формами: б — с при­менением рельс-форм;

1— покрытие; 2 — выравнивающий слой; 3 — основание (щебеночное, гравийное или грунт, укрепленный вяжущим); 4 — допол­нительный слой основания (песчаный, гравийный, щебеночный, из ракушечника и др.}; 5 — земляное полотно; 6 — укреп­ленная полоса

Для уменьшения величины напряжений, возникающих при сезонных и суточных изменени­ях температуры воздуха, в цементобетонных покрытиях устраивают температурные швы расширения, сжатия, ко­робления и рабочие.

Швы расширения (рис. 32) обеспечивают возможность тем­пературного удлинения плит цементобетонного покрытия, возникающего при температуре воздуха, превышающей ту, при которой устраивали покрытие. Длина бетонного покрытия уве­личивается пропорционально расстоянию между швами рас­ширения, коэффициенту темпе­ратурного расширения бетона и зависит от разности температур покрытия в данный период вре­мени и в момент укладки, В швах расширения покрытие разрезают по всей ширине и на всю толщину устанавливают прокладки из де­рева, резины и т. п. материалов, верхнюю часть швов расширения заполняют водонепроницаемыми материалами (мастиками, герметиками и т. п.).

Рис. 34 Конструкции поперечных швов сжатия и продольного шва: а — всвежеуложенном бетоне; 6 — ком­бинированным способом; в — в затвер­девшем бетоне; г — продольный шов. Пунктиром показана обмазка штырей би­тумом. В продольных швах ее не делают

Швы сжатия (рис. 33) допускают укорочение плит цементобе­тонного покрытия, которое возникает, когда температура воздуха ниже температуры, при которой производили строительство покры­тия. При сокращении длины плиты силы трения между покрытием и основанием вызывают растягивающие напряжения в цементобе-тонном покрытии. Швы сжатия позволяют уменьшить эти напряже­ния и связанную с этим вероятность появления поперечных трещин между двумя швами сжатия. Поэтому в швах сжатия покрытие

Рис, 33. Схема расположения штырей в швах покрытия: 1 — шов расширения; 2 — шов сжатия при основании из минерального материала или из грунта, укрепленного вяжущим; 3 — шов сжатия при основании из материала, не обработанного вяжущим (песок, щебень, шлак, гравийно-песчаная смесь и др.); 4 — штыри

разрезают по всей ширине на 1/3 ил и 1/4 толщины; ниже этой проре­зи в последующем возникает трещина. Верхнюю часть швов сжатия заполняют водонепроницаемым материалом,

Швы в продольном направлении устраивают при покрытии шире _ 4,5 м (рис. 34). Они допускают возможность температурного короб­ления плит и поперечном направлении и снижают вероятность появления продольных трещин.

Рабочие швы устраивают при вынужденных перерывах бетони­рования.

При устройстве покрытия в скользящих формах создать швы расширения затруднительно. Их можно не делать при толщине покрытия 22—24 ем и температуре в период работы от 10 до 25° С и выше. При этом непременными условиями являются: устройство качественного основания из цементогрунта, обочин — из монолит­ных материалов или укрепленных полос из бетона, а в период экс­плуатации дороги — качественное содержание всех поперечных швов. Если швы расширения в покрытиях не устраивают, — перед мостами и путепроводами необходимо через 15—30 м располагать не менее трех швом расширении шириной 6 м, заполненный сильно сжимаемым материалом.

Поперечные и продольные швы армируют для частичной пере­дачи нагрузки с плиты на плиту и исключения образования ступени у шва при проезде автомобилей. При устройстве покрытия толщи­ной 22—24 ем в скользящих формах па основании из цементогрун­та толщиной 16 см и более штыревые соединения в швах сжатия . не делают, за исключением штыревых соединении с контрольных швах, нарезаемых в свежеуложенном бетоне. Такие швы также можно не армировать, если суточный перепад температуры Hit по­верхности покрытия достигает 20° С, так как в этих условиях все поперечные швы и при отсутствии арматуры о контрольных швах раскрываются в течение одного-двух месяцев. При отсутствии шты­рей в швах сжатия в процессе эксплуатации дороги могут возникать уступы. Для полного их исключения следует устанавливать штыри либо толщину покрытия увеличивать на 2 см или применять другие инженерные решения. Размеры штырей из гладкой арматуры на­значают по табл. 19.

Как показано на рис. 34, по всех случаях, когда возможна кор­розия анкеров или необходимо на том или ином участке анкера исключить его сцепление с бетоном покрытия, в этих местах штыри покрывают битумом слоем 0,2—0,3 мм.

  Шов   Толщина плиты. см     Длина штырей, см     Диаметр штырей, мм  
Расширения То же Сжатия Продольный   20-24   18-24  

Таблица 19

Таблица 20

    МАТЕРИАЛ ОСНОВАНИЯ   Категория дороги, в зависимости от рас- четной суточной интенсивности движения. авт/сут
1ll
  10 000 7000 — 10 000 5000 — 3000 — 2000- 1000 —
 
  Толщина покрытия, см
Минеральные материалы или грунт, укрепленные цементом или другим неорганическим вяжущим            
Грунт, укрепленный органиче- ским вяжущим, щебень, шлак
Песок, гравийно-песчаная смесь

В швах сжатия глубину заполнения мастикой фиксируют сжи­маемым материалом, таким, например, как хлопчатобумажный шнур.

Когда ожидают неравномерных осадок земляного полотна (на­сыпи выше 5 м, насыпи через болота, у путепроводов и т. д.), кон­струкцию покрытия предусматривают из армированных плит дли­ной от 5 до 7 м, а на подходах к крупным городам и на дорогах I и II категорий при интенсивном и тяжелом движении — из армиро­ванных плит длиной от 10 до 20 м с расходом арматуры п;- условий раскрытия трещин шириной до 0,2 мм. Толщину армированных плит снижают в соответствии с проектом или по расчету.

Когда цементобетонное покрытие устраивают на песчаных или гравийно-песчаных основаниях, края плит, примыкающие к обочи­нам, армируют двумя стержнями периодического профиля диамет­ром 12 мм. Швы расширения и сжатия в укрепительных полосах устраивают без армирования как продолжение швов покрытия. Толщину плит покрытия и толщину всех конструктивных слоев жестких дорожных одежд следует рассчитывать по методу МАДИ (Инструкция ВСН 29-76 Минавтодора РСФСР).

Расчет цементобетонного покрытия ведут, назначив его толщи­ну, на 2—3 см отличающуюся от толщины, приведенной в табл. 20.

Жесткие дорожные одежды состоят из одного или нескольких слоев бетона (железобетона или армированного бетона). Эти слои устойчивы вне зависимости от температуры воздуха и, как правило, обладают достаточно высоким модулем упругости.

Основания цементобетонных покрытий предназначают для ста­бильной работы покрытий после постройки, для пропуска комплекта бетоноукладочных машин и для заезда автомобилей с цементобетонной смесью. Основания уменьшают удельное давление на грунт земляного полотна от подвижной нагрузки и от коробления плит покрытия, обеспечивают ровность и трещи нестойкость покрытия, повышают его вертикальную устойчивость и исключают выплески через швы покрытия.

Основания для цементобетонных покрытий на дорогах I и II ка­тегорий строят из щебеночных, гравийных и гравийно-песчаных материалов, укрепленных цементом или гранулированным домен­ным шлаком с негашеной известью или цементом, молотым шлаком, золой уноса тепловых электростанций и другими вяжущими, а так­же из песка и супесей, укрепленных цементом. На дорогах II и III категорий строят основания из грунта, укрепленного органиче­ским вяжущим, из щебня или шлака. На дорогах III категории основания из грунтов и каменных материалов, укрепленных неор­ганическим вяжущим, применяют при соответствующем технико-экономическом обосновании.

При работе с комплектом машин на рельс-формах на дорогах III категории и при расчетной .интенсивности движения до 4000 авт/сут на дорогах II категории применяют песчаные и песчано-гравийные основания. При использовании комплекта машин со скользящими формами основание устраивают шириной не менее, чем на 2, 1 м больше ширины покрытия и из грунтов или каменных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими. Уширение необходимо для прохода комплекта машин по ровному и прочному основанию.

Толщину оснований рассчитывают по методу МАДИ, но она не должна быть меньше: при движении по нему автомобилей-само­свалов грузоподъемностью до 7 т — из укрепленных грунтов из ще­беночного, шлакового, гравийного материалов 15 см; при грузо­подъемности от 7 до 12 т— из грунтов и каменных материалов, укрепленных цементом I класса прочности, не менее 16 см.

При применении мелких песков толщину слоя увеличивают на 20%, а верхний слой основания на 10—12 см укрепляют вяжущи» ми материалами, щебнем, шлаком, гравием. Дополнительный слой основания следует устраивать из морозостойких и дренирующих материалов. Если в основании применен бетон марок 150—200, в них необходимы продольные и поперечные швы со штыревыми соединениями, как в покрытиях. Длину плит назначают 5 м при толщине основания 20 см и более и 4 м при толщине менее 20 см.

Толщину морозостойкого песчаного слоя рассчитывают исходя из условий ограничения неравномерных деформаций морозного пу­чения цементобетонного покрытия.

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 4098;

От admin