Пол в гараже испытывает серьезные нагрузки, поэтому он должен быть прочным, стойким к износу, истирающим, механическим и химическим нагрузкам. Все эти требования способна удовлетворить грамотно сделанная бетонная стяжка. Бетонирование в гараже реализуется в строгом соответствии с технологией, иначе долговечность и надежность конструкции останется под сомнением.

Общие требования

Стяжка – ответственная напольная конструкция, которая, как и все прочие должна соответствовать определенным требованиям.

Огнестойкость – обязательное требование к стяжке, так как в гараже находится масса легковоспламеняющихся жидкостей

К основным относятся:

  • внутреннее наполнение и поверхность должны быть прочными, — только так система не будет подвержена трещинообразованию, не будет сыпаться под влиянием статических и динамических нагрузок. В этом контексте важно учесть уровень эксплуатационных нагрузок и применить соответствующие материалы (марочная прочность цемента, качество наполнителя и проч.);
  • устойчивость к химическому воздействию – гараж – это то место, где возможно пролитие масел, ГСМ, растворителей, моющих средств на пол;
  • учитывая условия эксплуатации, не повредит высокая устойчивость к влаге;
  • если требуется, следует предусмотреть уклон для организованного стока. Есть сток не нужен, поверхность должна быть идеально ровной;
  • внешнее покрытие должно быть гладким, что облегчит уборку.

Помимо всего этого, конструкция должна быть долговечной, — это позволит сэкономить на ремонте и восстановлении всевозможных дефектов.

Оборудование, материалы, инструменты и оснастка

Оборудование или инструмент могут быть арендованы или находиться в собственности бригады, которая будет заниматься ведением работ.

Для реализации технологического процесса потребуются:

  • песок – применяется специальный чистый строительный песок. Он используется для засыпки подготовки и для приготовления бетона;
  • щебень – тоже входит в состав подготовки и в рецептуру бетонной смеси;
  • цемент – основа раствора;
  • керамзит – оптимальный утеплитель, особенно в регионах с жесткими климатическими условиями;
  • армирующая стальная сетка d 6-8 мм + вязальная проволока;
  • металлический т-образный профиль – для расстановки направляющих маяков. В качестве альтернативы можно использовать стальной прут на 20 мм;
  • плотная п/э пленка – гидроизоляционный слой. Вместо нее можно использовать рубероид;
  • самовыравнивающие составы – нередко применяются для чистовой стяжки;
  • если планируется возведение смотровой ямы, берут газосиликатные блоки либо кирпичи. Если яма будет бетонной для раствора понадобятся гравий, цемент, песок. Края конструкции отделывают металлическим уголком.

Набор оборудования представлен бетономешалкой, трамбовочными машинами, правилом, строительным уровнем, также потребуется лопата, кельма, ведра.

Расчет

Для работы потребуется раствор марки М300, который готовится из одной части цемента М400, 1.9 частей строительного песка и 3.7 частей щебня. Чтобы закупить оптимальное количество материалов, необходимо учитывать параметры помещения и толщину конструкции.

Основные параметры для расчета компонентов бетонной стяжки — размеры помещения и проектная толщина пола

Во внимание принимают следующее:

  • длина помещения;
  • ширина;
  • проектная толщина стяжки;
  • будет ли бетон применяться для заливки въездной площадки;
  • будет ли применяться бетон для заливки стенок смотровой ямы.

Материалы всегда приобретаются с 10% запасом.

Нюансы устройства смотровой ямы

Если проектом предусмотрено устройство смотровой ямы, требуется нанести разметку, по которой роется котлован.

Выбирая размер выемки, ориентируются на такие показатели:

  • размер базы автомобилей, которые будут находиться в помещении. Проще говоря, это расстояние между колесами;
  • площадь помещения – расстояние между краями ямы и стенами не может быть ниже, чем 100 мм;
  • глубина рассчитывается с учетом песчано-гравийной засыпки, толщины стяжки, уровня залегания грунтовых вод. Если горизонт пролегает выше, чем за 2500 мм от поверхности, от работ по устройству ямы придется отказаться;
  • ширина конструкции должна обеспечивать удобное передвижение;
  • длина принимается в пределах 2000-6000 мм.

Технология устройства смотровой ямы

Когда выбран участок, где будет размещаться конструкция, производится разметка. Котлован должен превышать расчетный размер на 250-300 мм. На практике ширина принимается как 800-850 мм, увеличение требуется для стен, гидроизоляции, засыпки, трамбовки.

Если конструкция устраивается одновременно с котлованом под фундамент, — это оптимальный вариант. Если гараж уже возведен, грунт вырабатывают вручную. В любом случае под яму делают выемку размером 1800*1100*6000 мм. Грунт выбирают лопатами, поднимая ведрами и удаляя тачками с территории помещения.

Остальные манипуляции подчиняются следующим принципам:

  • если под фундаментом гаража будет проходить вентиляция, роется канал, по которому будет проложена труба по слою гидроизоляции;
  • дно выемки трамбуется специальной техникой или ручной трамбовкой;
  • реализуется засыпка песчано-щебеночной подушки. Технология допускает несколько вариантов засыпки. Первый – песок и щебень смешиваются в пропорции 2:1 и укладываются на грунт. Второй – послойное нанесение: щебень 100 мм, песок 50 мм, щебень 50 мм (либо песок 100 мм + щебень 100 мм), с соблюдением послойного уплотнения;
  • дно и стены выемки укрываются гидроизоляционным материалом (п/э пленка, рубероид, мембрана). Если выбран самый экономичный вариант, п/э пленка расправляется, растягивается, прижимается по стыкам и верхней кромке. Необходим нахлест, проклейка стыков скотчем. Рубероид тоже настилается внахлест около 150 мм с обработкой стыков битумной мастикой;
  • после устройства гидроизоляции укладывают трубы вентиляции. Первый канал следует опустить в нижнюю часть ямы, второй – крепится в верхней части стены;
  • если стены конструкции будут устроены на основе бетона, требуется армирование. Допустимо использовать готовую сетку или можно собрать ее из прутка d 5-7 мм с провязкой проволокой. Система должна приподниматься над дном конструкции на 70-80 мм, для чего удобно использовать кирпичи. Если основой для стен послужат кирпичи или блоки, арматуру размещают только на дне;
  • раствор готовят на основе цемента и песка в пропорции 1:3. Возможно применение гравия со сдвигом пропорции 1:2:2. Замес ведется на цементе М400. Для обеспечения дополнительной водостойкости допустимо добавление в смесь жидкого стекла (250 мл на 5 л раствора);
  • готовым бетоном заливают дно. Толщина слоя над арматурным каркасом должна составлять 40-60 мм;
  • поверхность выравнивают правилом, оставляют для первичного застывания, периодически увлажняя водой;
  • если работы ведутся в гараже с готовым полом, края обрабатываются стальным уголком 100*100 мм. Уголок сваривается так, чтобы он выступал от края ямы внутрь на толщину, равную толщине будущей стены (при условии, что стены ямы будут основаны на бетоне);
  • на дно котлована монтируется опалубка. Используют брус либо фанеру. Расстояние от стен и опалубки должно быть равным проектной толщине стены. Чтобы упрочнить систему расставляют распорки. В целом, края опалубки ориентируются в соответствии с краями металлической рамы. Система снимается через 14 суток после заливки бетона – не ранее;
  • между стенами котлована и опалубкой заливается раствор. Его готовят на основе песка и цемента в пропорции 1:3 ;
  • спустя 2-3 дня, когда произошло схватывание раствора, опалубку наращивают и опять заливают раствор. Так действуют до тех пор, пока полностью не сформируются стены ямы, вплоть до металлического уголка. Опалубку поднимают на высоту будущей стяжки. Раствор должен набрать полную прочность;
  • если есть необходимость в наружной гидроизоляции ямы, для этого оставляют зазор. После набора раствором прочности и снятия опалубки это пространство заполняется глиной. Очень часто реализуется дополнительное изъятие грунта. Глину засыпают постепенно, по 200 мм, утрамбовывая каждый слой;
  • если планируется последующая отделка, этот этап реализуется после заливки стяжки.

Заливка реализуется в несколько подходов. Высота заливки при первом подходе – 300-500 мм

Делаем стяжку пола

Прежде чем выполнить стяжку пола, необходимо обязательно соблюсти важные рекомендации специалистов, тонкости этой работы. Например, в самом начале, нужно как следует подготовить старое основание, ведь от этой работы зависит и результат.

Подготовительные работы

В качестве основания для бетонной стяжки, как правило, может являться старый пол или плита перекрытия. Так что, перед тем, как начинать заниматься работой, вы должны внимательно осмотреть поверхность, нет ли дефектов и иных проблем.

Определяем уровень заливки

  • Если вами будут замечены, какие-либо трещины, то их нужно устранить, для этого используется густой цементный раствор, который позволит качественно избавиться от данной проблемы.
  • В том случае, если ваш пол является старым, он обладает трещинами, выбоинами и перепадами, то здесь «церемониться» ни к чему, а значит, необходимо выровнять все, что только возможно.

Внимание: Лучше всего использовать для этого специальные инструменты, например, шлифовально-фрезеровочную и мозаичную машину, так можно провести работу качественно и без особых проблем.

Как правильно измерить кривизну и поставить маяки

Это второй этап работы, который нужно выполнять не менее качественным образом. Если бетонная стяжка будет укладываться на грунт, то его в любом случае, нужно хорошо утрамбовать, поэтому спешить не стоит.

Специалисты советуют делать это специальной установкой, тогда многие задачи моментально решаются:

  • Многие неопытные люди пропускают этот этап работы, ссылаясь на то, что ничего серьезного не будет, но на самом деле, важно отметить, что со временем основание станет проседать, в результате этого по стяжке пойдут трещины, а ведь это неприятный момент.
  • Как только эта работа будет произведена, можно смело начинать на утрамбованный грунт устраивать песчаную подушку, помните, что ее нужно также неплохо и качественно утрамбовать, после чего можно выполнять укладку гидроизоляции.

Внимание: Если она будет сделана правильно, то влага никогда не станет сочиться в основание, а ведь это так важно, во время выполнения подобных работ, а значит, учитывайте этот нюанс в обязательном порядке.

  • После выполнения всех этапов работы, можно смело начинать выставлять маяки, по ним будут крепиться направляющие, помните, что провести работу можно из подручных материалов, так как особых ограничений здесь нет.

Внимание: Маяки нужно укладывать на кучки цемента, помните, что выставить удобно профили, всегда возможно при помощи саморезов, для них заранее должны быть предусмотрены отверстия.

  • Через металлический профиль их нужно вкрутить в пол, далее можно регулировать высоту затяжкой, измеряя наклон, для этого лучше всего использовать строительный уровень.
  • Как только будет сделано точное выравнивание, можно добавлять саморезы, делая это таким образом, чтобы они обязательно оказались на расстоянии 50 см друг от друга, ведь это так важно.

Внимание: Чтобы работа была проведена правильно, качественно и эффективно, заранее помните о соблюдении важных моментов. Например, маяки нужно ставить таким образом, чтобы они могли быть параллельны друг другу, это так важно. Если вы желаете получить прочные маяки, то лучше всего использовать маяки из металлических труб, ведь этот вариант является наилучшим.

  • Их принято крепить либо на плотный раствор гипса, или же, на Ротбанд, причем, также, не забывая ставить их параллельно друг другу.
  • Теперь вы должны отчетливо понимать, что провести расчет установки маяков можно самостоятельно, так как ничего серьезного и сложного здесь нет. Если следовать простым рекомендациям специалистов, то все обязательно получится.
  • Конечно, если у вас немного опыта в данной сфере работы, то можно столкнуться с проблемами, но не стоит переживать, если вы станете внимательно изучать эту работу, то все получится обязательно, будьте уверены в этом.
  • Если у вас мало опыта в работе, то знайте, что начиная выполнять устройство стяжек, не забывайте, что между собой направляющие должны находиться, как можно ближе, имея более большой опыт в работе, направляющие можно ставить шире.

Бетонная смесь для пола

Раствор для стяжки полов в гараже сделать не так сложно, просто надо купить песок и цемент и приготовить тару для замеса. Лучше если по краям не будет ребер жесткости и это значительно облегчит замес.

Правильное нанесение раствора

Внимание: Сразу хочется отметить, что если планируется выполнение большого объема работы, то обязательно нужно заказать автобетоносмесители, причем с завода, ведь в этом случае можно точно знать, что смесь будет подаваться бесперебойно, и вы сможете выполнять работу качественно.

  • Раствор для стяжки пола в гараже лучше всего заказывать М200. Это будет довольно крепкое покрытие. Для замесе в ручную лучше всего применять щебень. Если вы будете в него бросать бой кирпича, тогда он не будет таким прочным.
  • В том случае, если происходит механическое замешивание раствора, то знайте, что качество, как правило, получается выше, а значит, нужно поступить так, как того советуют профессионалы.
  • Если так и будет, то можно рассчитывать на высокое качество приготовление смеси, а также ее высочайшее качество, а ведь это так важно. Естественно, подобная работа, выполняемая вручную, отнимает много времени, а часто времени на это не бывает.
  • Но порой нет возможности и заказать бетономешалку, для этого нужно будет готовить раствор собственноручно. Здесь нужно помнить о главном правиле, что нельзя использовать воды больше, чем по рецепту, в противном случае, стяжка, после того как высохнет, пойдет разводами, а ведь с такой проблемой никто не желает столкнуться.
  • Это значит, что старайтесь выполнять каждый этап работы так, как того требует соответствующая технология, ведь результат в этом случае, обязательно удовлетворит, а значит, можно точно знать, что все было сделано правильно.

Подготовка к устройству стяжки

После завершения работ по устройству смотровой ямы приступают к строительству напольной конструкции. На первом этапе на один уровень выводится земляное основание. Для этого грунт разрыхляют и равномерно распределяют по поверхности. Если требуется, излишки грунта удаляются.

Если не подойти к этому вопросу особенно тщательно, на поверхности образуется большое количество перепадов и выравнивание стяжкой будет более проблематичным. В ходе выравнивания и трамбовки следует контролировать тот момент, что после окончания работ конструкция должна быть вровень с краями смотровой ямы.

После того, как грунт выровнен и утрамбован делают следующее:

  • проводится засыпка основания песком. Толщина слоя – 5-8 см. Песок увлажняется, трамбуется;
  • засыпается слой щебня. Толщина – 7-8 см. Материал следует разровнять, укатать, уплотнить. На этом этапе используют механические трамбовки или специальные катки;
  • на щебень настилают п/э пленку, которая выступает в качестве гидроизоляционного слоя. Вместо пленки допустимо использовать рубероид. Материал должен заходит на стены помещения на 20-25 см. Излишки после заливки срезают столярным ножом. Изоляцию стоит закрепить малярным скотчем по стыкам (где соблюдается нахлест 10-15 см). Так получится герметичная система и влага не будет уходить в щебень;
  • по периметру пускают демпферную ленту. Материал должен подниматься над готовой конструкцией на 15-20 мм, впоследствии его закрывают плинтусом или срезают столярным ножом. Демпфер сохранит стяжку от трещин, возникающих от деформаций на фоне температурных перепадов.

Заливка пола

Выравнивающая стяжка поверх утеплителя

Теперь мы подошли к заключительному и самому важному этапу в устройстве пола – его заливке. Однако до того как заливать бетон, необходимо произвести разметку пола. В таком случае по периметру пола забиваются колышки или прутья арматуры. Они будут отмечать высоту пола согласно условно принятой нулевой точке.

Условным нулем считается точка, имеющая четкое положение и фиксированную высоту. Ею может быть скоба бетонной плиты, нижняя полка на стене или какой-то колышек, принятый за ноль.

С помощью нулевой точки проставляются все остальные метки, они отмечаются на стенах гаража маркером или строительным карандашом. Когда уровень пола отмечен, можно начинать заливку.

Самый простой вариант – приготовление бетона. Для этого понадобятся следующие материалы:

  • портландцемент М400;
  • песок, в котором нет глины;
  • щебень средних размеров (не самый крупный и не очень маленький).

Сам раствор замешивается в пропорции 1:3:5 или 1:2:4. В первом случае цемент будет расходоваться более экономно, но большей прочности можно достичь при второй пропорции. То есть, понадобится одна мера цемента, 3 песка и 5 щебня. Замешанный в бетономешалке или вручную, такой раствор заполнит пространство между прутьями и под ними. Верхний слой выравниваем по установленным маякам правилом. Над арматурой достаточно бетона толщиной в пару сантиметров – этого хватит, чтобы она не ржавела.

Вибратор для бетона

Обратите внимание! При заливке бетона его необходимо провибрировать – благодаря этому процессу из бетонной смеси выйдет воздух и лишняя вода, что придаст ему больше прочности. Промышленный вибратор можно взять в аренду в строительных компаниях, предоставляющих такую услугу.

Важно делать заливку бетона за один раз. Если же ее придется разделить на несколько этапов, то край, где бетон закончили лить, должен быть более-менее ровным, чтобы к нему было удобно присоединить новый слой на следующий день. Правда, такой шов сам по себе может треснуть, поэтому на месте стыка было бы неплохо сделать компенсационный зазор. О том, как его сделать, написано ниже.

Бетон следует заливать не только за раз, но и быстро. Это обуславливается тем, что он быстро сохнет, особенно в жару. Толщина пола без арматуры должна быть около 30 см. Если же пол будет армирован, то его толщина может увеличиться до 70 см. То же относится и к полу, в котором будет проведена система под названием «теплый пол» — в 30 см там явно не уложиться.

Миксером можно быстро залить пол

Через 10 часов застывший бетон необходимо немного увлажнить (в жаркую пору года) – тогда пол не потрескается. Если же пол заливается в зимнее время, то следует поддерживать в помещении температуру не менее 5°C, иначе вода в бетонной смеси будет замерзать, приводя к трещинам.

На застывшем бетоне, по которому можно ходить уже через неделю после окончания заливки, делается заливка небольшой толщины, созданная из специальных смесей на основе цемента с добавлением различных пластификаторов, а также фиброволокна. Такая смесь более прочная, чем обычный цементно-песчаный состав 1:3, который использовался раньше для стяжки пола.

Кроме того, некоторые смеси с добавками обладают свойством растекаться самостоятельно и ровно. Такая смесь, имеющая название саморастекающейся, покрывает залитый бетон как лицевая стяжка и имеет небольшую толщину, всего 3 см максимум. Срок засыхания для стяжки с добавками можно узнать на упаковке, обычно он не меньше 12 часов и не больше суток.

Для придания полу дополнительной прочности можно использовать полиуретановые или эпоксидные составы или особую краску, предназначенную для покраски бетона. Также пол можно покрыть нескользкой плиткой, как это делается во многих СТО.

Армирование бетонной стяжки

На гидроизоляционный слой кладут армирующую сетку. Достаточно диаметра прутка 6-8 мм. Карты, размещенные по всему помещению, связывают проволокой. Если принято решение об использовании прута, он раскладывается по основанию как сетка и связывается в решетку посредством мягкой проволоки.

Дальнейший ход работ:

  • на арматуру выставляются маяки со строгим контролем по горизонтали. Если на первом этапе работ была делана смотровая яма, ориентируются на ее верхний край, чтобы вся система располагалась на едином уровне. В качестве направляющих применяют оцинкованные стальные профили, которые можно спокойно вмуровать в бетон. Они выравниваются и фиксируются раствором. Если для маяков используются доски, их удаляют после схватывания стяжки. Кроме того, для расстановки маяков может применяться арматура диаметром 20 мм. Ширина расстановки направляющих – 600-700 мм. Допустимо предусмотреть незначительный уклон в сторону входа, что облегчит сток воды и уборку. Рекомендуемый уклон – 20 мм на каждый п.м. (2%);
  • заливка поверхности проводится грубым бетонным раствором, где вместо песка используется песчано-гравийная смесь. Марочная прочность – не ниже М300, — так получится надежный и прочный слой;
  • укладывают самовыравнивающийся состав, если требуется максимальная ровность для последующей укладки финишного покрытия на затвердевшую стяжку.

Как правило, площадь гаража является большой, поэтому ее разграничивают на несколько карт. Каждый участок последовательно заливается бетоном, стартуя от самого дальнего угла.

После заливки на подготовленную поверхность, раствор распределяется по площади совковой лопатой и разравнивается по маякам

Для качественного разравнивания используют правило, перемещая его по направляющим системы маяков. Каждая следующая карта должна заливаться как можно быстрее, до того, как схватится предыдущая. Это позволит получить монолитную стяжку с хорошим сцеплением всех областей.

Как сделать стяжку пола в гараже своими руками

Особенность обустройства бетонной стяжки в гараже заключается в том, что в процессе эксплуатации на нее будет оказываться большая нагрузка. Такой пол должен быть прочным, практичным, экономичным и как можно дольше сохранять свои первоначальные свойства.

Большинство владельцев транспортных средств используют гаражи не только для укрытия своих автомобилей, но и в качестве помещения под мастерскую. Здесь же они хранят оборудование и инструмент, которые в доме невозможно держать. Поэтому в большинстве случаев хозяевами выбирается бетонная стяжка в гараже как наилучший вариант, ведь долговечность используемых в данном случае материалов гарантирует такому полу длительный срок эксплуатации.

Требования к полу в гараже

Чтобы в процессе эксплуатации напольное покрытие в гараже не создавало проблем при проведении ремонтных работ с автомобилем, оно должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Прочность и надежность пола относительно механических повреждений. Практически ежедневно его поверхность подвергается абразивному трению, ударам и высоким нагрузкам, поскольку транспортное средство имеет значительный вес. Поэтому неверно выполненная стяжка пола в гараже может сделать верхний отделочный слой непригодным к эксплуатации. Устойчивость к воздействию горюче-смазочных смесей и химических реагентов. И ламинат, и линолеум быстро испортятся под их действием.
  2. Пожаробезопасность. Исходя из этого требования, можно утверждать, что деревянные полы нельзя укладывать в гаражах по причине их повышенной горючести.
  3. Износостойкость. Помещение, где находится автомобиль, интенсивно эксплуатируется.
  4. Влагостойкость. Отопление в гаражах встречается нечасто, что приводит к образованию конденсата на стенах и потолочном перекрытии. В зимнее время года с подкрылков и колес автомобилей осыпается снег, который тает. Поэтому материал покрытия пола должен быть влагостойким.

Исходя из вышеперечисленных требований, бетонный пол в гараже можно назвать лучшим решением.

Надежное основание для напольного покрытия в гараже

Основная проблема обустройства пола в гараже связана с тем, что он располагается близко к грунту, в котором содержится большое количество влаги. Эта особенность способна доставить автовладельцу серьезные неприятности и причинить значительный материальный урон. Бетонная стяжка пола в гараже укладывается на подготовленное основание. Бетонирование пола в гараже и монтаж напольного покрытия выполняется по принципу так называемого «пирога», который считается наиболее оптимальным вариантом.

Последовательность слоев в направлении от грунта вверх выглядит таким образом:

  1. Насыпь из гравия (щебня). Выполняет функцию своеобразного дренажа, способствующего отводу лишней жидкости и недопущению ее проникновения в бетон.
  2. Мягкая глина или песок. Эта прослойка отвечает за удаление влаги из бетона и передачу ее гравию.
  3. Укрепляющий слой из бетонной смеси.
  4. Гидроизоляция. Благодаря ей, грунтовые воды не проникают в пол строения. Стартовая прослойка делается из мастики, а основная укладывается в два слоя.
  5. Утепляющий материал.
  6. Бетонная стяжка плюс армирование.
  7. Самовыравнивающееся покрытие на пол. Этот слой заливается по желанию хозяина гаража и его делать необязательно, но он значительно повысит качество стяжки на основе бетона. Кстати, правильно сделанное основание позволяет заливать недорогие составы.

Виды гидроизоляционных материалов для гаражного пола

К материалам, применяемым при обустройстве гидроизоляции, предъявляется ограничение: не следует пользоваться мембранными или пленочными изделиями, так как у них отсутствует требуемая эластичность, и они не способны справиться весной и осенью с количеством грунтовых вод.

Лучшим выбором материалов для слоя гидроизоляции в вышеописанном пироге специалисты считают недорогие рулонные покрытия, обладающие хорошими потребительскими характеристиками. Профессионально выполненные работы по гидроизоляции в помещении защитят его от сырости, предотвратят появление плесени и распространение грибка и тем самым не дадут постройке разрушаться, а имущество, находящееся в гараже, не будет портиться.

Существует несколько видов выполнения гидроизоляции пола в гаражном строении:

  • противонапорная, которая защищает от попадания грунтовых вод;
  • безнапорная — препятствует вредному влиянию паводковых стоков и дождей;
  • противокапиллярная – предохраняющая конструкцию от негативного действия капиллярной влаги.

Помимо создания гидроизоляции в гараже необходимо установить действенную вентиляционную систему.

Поэтапное сооружение бетонной стяжки в здании гаража

Когда обустраивается стяжка пола в гараже своими руками, все действия выполняются поэтапно.

Проведение подготовительных работ

Следует удалить прежнее напольное покрытие. Монтаж новой стяжки на старую основу производить не следует.

Качественный результат можно достичь, только заменив все слои ранее имеющегося «пирога». При наличии смотровой ямы в постройке, остатки б/у гидроизоляции, покрытия стен и старую конструкцию пола также тщательно демонтируют. Нижний уровень в помещении необходимо очистить до самого грунта по — максимуму.

Укладка подушки из песка и гравия

Хорошо очищенный от сора и различных обломков грунт утрамбовывают и выравнивают. Для создания песчано-гравийной подушки используют:

  • щебенку (гравий);
  • жирную глину (можно песок).

При выборе гравия специалисты рекомендуют использовать однокалиберный материал средней фракции. Дело в том, что применение насыпного материала крупного или мелкого размера приводит к понижению качества финишной поверхности. «Подушку» насыпают и выравнивают, ориентируясь на уровень. Идеальная толщина утрамбованного слоя должна составлять 4-5 сантиметров, а минимальная –2 сантиметра.

Какой использовать раствор

Материал можно заказать на ближайшем бетонном заводе. Так бетон поступит на объект в полном объеме и будет сразу подаваться на основание бетононасосами. Останется только разравнять смесь по маякам.

Если материал будет замешиваться самостоятельно, лучше всего задействовать бетономешалку. Для того, чтобы получить раствор с марочной прочностью не ниже М300, берут часть цемента М400-М500, 1.9 частей строительного песка, 3.7 части гравия.

Согласно приведенной рецептуре, все компоненты закладываются в бетономешалку, перемешиваются и затворяются водой. В результате должна получиться однородная смесь с консистенцией средней густоты.

Финишные работы

Просыхание конструкции и первичное схватывание занимает около 6-10 суток. На практике длительность этого периода зависит от толщины стяжки. В течение периода схватывания на поверхности не должны возникать механические нагрузки.

Чтобы бетон не растрескивался и созревал максимально равномерно, систему регулярно увлажняют, посредством распыления воды. Можно защитить конструкцию при помощи укрывного нетканого материала, например, п/э пленки.

Когда стяжка просохла и схватилась и по ней можно будет передвигаться, проводят внимательный осмотр. Если на поверхности обнаружены трещины, впадины, их можно ликвидировать посредством заливки самовыравнивающегося состава.

Материал для заливки можно приобрести в готовом виде или приготовить на месте ведения работ, используя цемент и строительный клей. В подготовленном к нанесению виде смесь имеет жидкую консистенцию, что позволяет ей легко распределяться по стяжке. Готовый слой в обязательном порядке прокатывается игольчатым валиком.

Полная механическая нагрузка возможна не ранее, чем через 35 суток после завершения работ. Выступающие края гидроизоляции и демпфера срезают вровень с поверхностью конструкции. Если требуется, реализуется монтаж финишного покрытия, например, ПВХ-плитки или износостойкой керамической плитки. Однако, на практике чаще используются технологии упрочнения бетона.

Упрочнение бетона в гараже

На практике можно применить две методики упрочнения стяжки. Это химическое упрочнение пропитками и использование сухих топпингов

Упрочнение готовой стяжки – хороший способ обеспечить устойчивость к температурному, химическому и механическому воздействию. Введение специальных составов связывает пористую структуру бетона, заполняет микротрещины. В итоге в кристаллической решетке конструкции создаются прочные связи. Стяжка не будет крошиться, пылить, не повредится на фоне высоких истирающих и динамических нагрузок.

Введение пропиток

Принцип упрочнения основан на покрытии поверхности стяжки силерами. Такие пропитки характеризуются разным химическим составом, но вне зависимости от этого они способны проникать в микротрещины, надежно связывая карбонатные, известковые компоненты искусственного камня.

Благодаря активным химическим реакциям на основании формируется гелеобразная масса. При расширении она закупоривает все поры, проникая в толщу бетона на глубину 5-10 мм. Стяжка становится монолитной, беспыльной, стойкой к эрозии и действию влаги.

Работы по химическому упрочнению можно проводить не только по новому, но и по старому бетону. Именно поэтому необходимо смотреть на состав силера отдельно в каждом конкретном случае. Есть материалы, предназначенные для укрепления и реставрации старого бетона. Есть материалы, предназначенные для покрытия бетона на определенной стадии созревания, чаще всего, спустя 1-2 недели после заливки.

Принцип работ:

  • силер наносят на стяжку методом розлива. Состав разгоняют валиком, шпателем или раклей;
  • через 30 минут после завершения работ начинаются химические реакции и гелеобразование. Для активации процесса и глубокого впитывания материал дополнительно увлажняется;
  • когда состав впитается в основание и произойдет максимальное насыщение, остатки средства смывают водой. Поверхность прочищают при помощи ракли или чистой ветоши.

Когда бетонная стяжка просохнет, она уже получит надлежащее упрочнение. По завершении работ следует соблюсти период созревания бетона – 28 суток.

Внесение топпингов

Современные топпинги – это сухие порошкообразные смеси, состав которых представлен портландцементом, химическими добавками, мелкофракционными наполнителями. Все компоненты действуют комплексно, укрепляя поверхность свежезалитых оснований.

Для работы по бетонной стяжке в гараже можно работать следующими топпингами:

  • кварцевые упрочнители – весьма доступный по цене вариант, повышающий прочностные характеристики основания до полутора раз. Такие топпинги помогут оживить внешний вид стяжки, но не так эффективны в условиях серьезных нагрузок, как хотелось бы.;
  • корундовые топпинги способствуют более сильному упрочнению – вплоть до двух раз. Основание получает стойкость к истиранию и абразивной нагрузке. Это хорошее решение для крупных гаражей с интенсивным движением транспорта;
  • составы с металлическим наполнителем применимы там, где будет двигаться тяжелая техника, например, в гаражах транспортных предприятий, депо. У таких материалов есть недостаток – склонность к коррозии под действием влаги. Необходима дополнительная защита.

Кварцевые разновидности упрочнителя допустимо применять при устройстве стяжек в частных гаражах

Сама технология упрочнения реализуется посредством специального оборудования – затирочных машин. Запроектировать работы лучше заранее, так как для внесения уплотнителя стяжка должна быть качественно обработана глубинными вибраторами или виброрейками. В рецептуре бетона не должно содержаться дополнительных добавок и пластификаторов. Работы ведутся в строго определенное время.

Принцип упрочнения:

  • первое распределение сухого порошка проводится после первичного схватывания. Обычно на это требуется 3-6 часов. Чтобы определить готовность стяжки, следует оставить на ней след от обуви. Он не должен проваливаться в бетон более, чем на 5 мм в глубину;
  • при первом подходе по основанию распределяется 2/3 состава, применяя специальные дозирующие тележки;
  • упрочнитель станет активно впитывать влагу и темнеть. В это время начинают затирку. Состав должен внедриться в поверхность;
  • после завершения первого этапа без технологического перерыва вводят оставшуюся часть порошка и повторяют затирку после его потемнения. Недопустимо применять дополнительное увлажнение топпинга, — так верхний слой отслоится со 100% вероятностью;
  • когда след в бетоне не будет опускаться глубже 1 мм реализуют финишную обработку, что позволит получить максимально ровный пол. После затирки пол покрывают влагоудерживающим составом или силером.

Средний расход топпинга – 5-8 кг/кв.м.

В том случае, если стяжка не будет обрабатываться химическими или сухими топпингами, рекомендовано нанести финишное покрытие. Это облегчит уборку и защитит конструкцию от внешних воздействий. Хорошим решением будет использование краски, предназначенной для работы по бетонным полам. Нередко стены и полы гаража покрывают плиточными материалами.

Если принято решение о нанесении лакокрасочного слоя, основание предварительно обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения, нанося материал в 2-3 рабочих подхода. Обязательно соблюдаются сроки высыхания каждого слоя, тщательно прорабатывая стыкам стен и пола, так как это одно из самых уязвимых мест.

Толщина стяжки в гараже. Расчет толщины слоев ПГС

В результате этих работ имеем котлован и нулевую отметку пола. Теперь можно рассчитать, какой толщины слои необходимы для выхода на нужную высоту. Исходить надо из таких размеров:

  • оптимальная толщина бетонного пола в гараже (если стоит легковая машина или более легкий транспорт) — 10 см;
  • толщина слоя щебня по-минимуму — 10 см;
  • песка- не менее 5 см;

Итого получается, что котлован должен быть не мельче, чем 25 см глубиной. И это без учета покрытия пола. Если будете бетонный пол просто обрабатывать пропиткой или красить, то никаких добавочных сантиметров не требуется, для любого другого покрытия добавляете требуемую толщину.

Структура бетонного пола в гараже

Получив конкретную цифру, можно планировать количество песка и щебня. Если слои получаются очень уж большими, можно на дно засыпать и утрамбовать грунт (но не плодородный слой). Если глубины котлована недостаточно, вынимаем еще некоторое количество породы.

На стенах гаража можно нанести отметки, по которым можно будет контролировать толщину слоев. При небольшой ширине гаража — 2 метра или около того — этих отметок достаточно. Если гараж шире, надо выставить еще несколько кольев в середине и на них тоже нанести разметку. Понятное дело, все отметки должны лежать в одной плоскости. Это снова-таки удобно сделать при помощи нивелира. Другой способ — взять ровную планку или доску, приложить к нанесенным отметкам. Сверху на планку/доску поставить уровень. Если все выставлено верно, пузырек будет посередине.

Если планируете сделать яму в гараже, самое время копать под нее котлован. Если яма будет со стенками из кирпича, сразу же можно залить в ней бетонный пол. Пока будете заниматься подсыпкой под бетон в гараже, она наберет требуемый запас прочности и можно будет выкладывать стенки. Их можно выгонять после засыпки на полу подушки из щебня и песка.

Минимальная толщина армированной стяжки. Немного теории

Стяжка считается одним из элементов строительных конструкций, создание которой является обязательным, если хочется получить прочное и долговечное напольное покрытие. К другим решаемым задачам несколько специфического класса относится улучшение показателей термоизоляции и даже гидроизолирование.

К двум основным функциональным задачам стяжки относится выравнивание поверхности и распределение нагрузки. В первом случае конкретное значение, какая толщина стяжки для пола будет делаться – зависит от существующей конфигурации поверхности пола и комнаты, геометрии и перепада высот. Отметим, что минимальная цифра с использованием современных материалов составляет всего 3-5 мм.

Вторая задача – обеспечение распределения нагрузки, напрямую зависит от прочности слоя. Норм, какой толщины должна быть стяжка пола – не существует. Есть точное требование по техническим показателям: слой покрытия обязан выдерживать 15 МПа на сжатие и иметь уклон не более 0.2%.

Соответствующую данным параметрам стяжку можно сделать из:

  • цементно-песчаной смеси с пропорцией материалов 1:3, являющейся классическим вариантом;
  • современных цементосодержащих готовых строительных смесей;
  • самовыравнивающихся составов с содержанием полимеров;
  • смесями с добавлением керамзита, перлита.

Для увеличения прочности слоя применяются различные средства. Если минимальная толщина стяжки составляет более 80 мм, рекомендуется использовать стальную армирующую сетку. При меньших показателях – можно обойтись специальной пластиковой. Если толщина стяжки пола не превышает 4 см, ее можно укрепить при помощи полипропиленовых волокон.

Расчет толщины бетонного пола. Калькулятор расчета количества бетона для заливки пола в гараже

Наверное, все автовладельцы мечтают иметь прочный и надежный гараж для своей машины. Ии если выпадает счастливая возможность построить его, то многие стараются, в целях экономии, провести все или большинство работ, связанных с этим собственными силами. Какой бы гараж ни возводился, он должен иметь прочный, износостойкий пол. В большинстве случаев это решается заливкой бетонного основания с дальнейшей его отделкой по своему усмотрению или без нее.

Калькулятор расчета количества бетона для заливки пола в гараже

Пол в гараже обязательно будет испытывать немалые механические нагрузки, как статические, так и динамические, и плюс к этому очень часто ему выпадает негативное воздействие перепадов температур, повышенной влажности, разлитых ГСМ или технических жидкостей. Одним словом, бетон для заливки пола должен отличаться высоким качеством.

Раствор можно заказывать в профильных компаниях или же готовить по месту проведения работ самостоятельно. Но в любом случае требуется знать, какое количество бетона потребуется для заливки. А при самостоятельном замешивании – еще и необходимый объем исходных компонентов – цемента, песка и гравия (мелкого щебня).

Поможет в этом вопросе — калькулятор расчета количества бетона для заливки пола в гараже.

Ниже самого калькулятора читатели найдут несколько необходимых пояснений по проведению вычислений.

Несколько пояснений по проведению вычислений

  • Алгоритм расчета несложен – после указания размерных параметров гаража программа определит общее количество бетона (в кубических метрах), необходимого для заливки стяжки требуемой толщины (обычно для гаражей толщина стяжки принимается не менее 80÷100 мм, с обязательным армированием).
  • Оптимальная марка бетона для стяжки в гараже – М300. Чтобы выйти на такой показатель берется следующий пропорциональный сосав раствора (по объему):

Выводы

Бетонная стяжка в гараже прослужит продолжительный период, если строго следовать указанной технологии. Нельзя экономить на составе бетона, армировании, гидроизоляции, упрочнении. Чтобы конструкция не стала разрушаться раньше времени, следует забетонировать въезд, применяя все те же технологии армирования и упрочнения.

Это повлияет на удорожание, зато позволит сэкономить в процессе эксплуатации. К реализации всех работ необходимо допускать только профессионалов. Средняя стоимость на устройство конструкции «под ключ» бригадами специалистов начинается от 450 рублей за квадратный метр.

Практические приемы заливки бетонного пола в гараже показаны в видео:

Как делается бетонный пол

Смесь здесь делается точно так же, как и раствор для стяжки пола в гараже. Естественно, для проведения такой работы, каждый человек должен четко следовать важным советам профессионалов, которые выполняют эту работу четко и качественно.

Например, важно знать, какую марку бетона нужно применять для проведения такой работы, далее нужно отметить, что перепад толщины бетонной стяжки, никогда не должен превышать 3-5 см. Ведь часто выполняя такую работу, многие неопытные хозяева не знают, о подобных нюансах, в результате, работа проводится далеко не так, как требует того технология.

Нивелировка основания Хочется отметить, что провести этот этап работы правильно, получится либо оптическим, либо лазерным нивелиром, здесь вы сами решаете, какой именно из этих вариантов инструментов, отлично подойдет вам.Нужно правильно и качественно определить рельеф основания, уровень поверхности пола, а значит, старайтесь проводить такую работу внимательно и аккуратно.
Подготовка основания Как теперь вы сами знаете, подготовка основания – это наиболее важный этап работы, который должен выполняться с особой осторожностью, аккуратностью и тщательностью, ведь от этой работы зависит многое, так что, нужно приложить усилия.

  • Выполнять укладку пола всегда возможно по грунтовому основанию, более того сделать это можно и по уже существующему бетонному основанию, ведь как известно, здесь нет никаких ограничений, поэтому заранее нужно учитывать это.
  • Часто полы укладываются и на иные виды основания, но чтобы это было сделано правильно и качественно, обязательно нужно выполнять специальные расчеты, только так можно будет проверить соответствие основы, которая имеется, а также проверить соответствуют ли они основанию под бетонный пол.
  • Если вы собираетесь укладывать бетонный пол на грунтовое основание, то в этом случае, для начала нужно хорошо утрамбовать грунт в основании, так можно избежать растрескивания пола, а ведь это так важно, ведь в дальнейшем не произойдет просадки основания.
  • Хочется добавить, что как только работа будет произведена, можно начинать выполнять тщательную подготовку основания, ведь теперь вы должны не забывать, что это наиболее важны этап работы.
  • В том случае, если вами были замечены трещины, то они должны расширяться, после чего заполняться специальным ремонтным составом, так что не забывайте, как это важно.
Устройство гидроизоляции Этот этап работы является не менее важным, и его нужно выполнять тщательным образом. Как только вами будет утрамбована подушка, можно начинать выполнять укладку гидроизоляции. Обычно ее принято делать из рулонных битумных гидроизоляционных материалов, сегодня они представлены довольно широко.
Установка опалубки По периметру должна устанавливаться опалубка, всегда можно использовать специальные направляющие для виброрейки, причем нельзя забывать, что линия опалубки должна обязательно совпадать с рисунком деформационных швов, а значит, нужно стараться выполнять работу тщательным образом.
Укладка арматуры Это не менее важный этап работы, здесь нужно соблюдать особое внимание, чтобы провести работу правильно. В качестве арматуры в бетонных полах лучше всего использовать дорожную сетку, которая изготавливается из арматуры определенного класса. Она отличается надежностью и долгим сроком службы, а это ведь самые главные параметры, которые необходимы.
Укладка бетонной смеси Как только будет установлена опалубка, а также уложена арматура, можно заниматься укладкой бетонной смеси, не менее важный этап работы. Как нами уже было сказано, подвоз бетонной смеси, обычно осуществляется в специальных автобетоносмесителях, делается это с ближайшего завода.Здесь самое главное воспользоваться бетонной смеси соответствующего качества, чтобы действительно работа была выполнена с особой тщательностью и эффективностью, ведь это так важно. Вообще многое зависит от способа укладки, сюда можно отнести еще и интенсивность уплотнения, а значит, нужно учитывать эти факторы.

Если вы решили залить полы в гараже, то сделайте это правильно.

Гараж относится к таким объектам, пол в котором подвергается существенным нагрузкам на единицу площади. Это означает необходимость их усиления с целью увеличения срока службы без нарушений целостности или потери механических свойств. Поэтому заливка полов в гараже бетоном должна выполняться по определённым технологиям, учитывающим многие факторы.

Подготовка к заливке пола в гараже

Определение надёжности основания под заливку полов в гараже

На начальном этапе при наличии пола в гараже стоит определить его несущую способность, а также выявить различные скрытые дефекты. Это позволит избежать ситуации, когда были залиты новые полы, а через короткий промежуток времени они начали растрескиваться, вспучиваться или прогибаться.

Самый простой способ – провести осмотр пола в гараже на наличие видимых дефектов, а также определение их природы.

Если это обычная трещина, которая со временем не разрастается, то она не представляет серьёзных проблем. Определить это легко – замешивается небольшое количество финишной штукатурки, которая наносится в нескольких местах и соединяющая обе части трещины. По прошествии недели если мостики в гараже не стали растрескиваться, то дефект мог возникнуть вследствие промерзания полов и не несёт опасности. В противном случае придётся определить причину такого поведения.

Среди самых распространённых могут быть следующие:

  • смещение или проседание грунта,
  • разрушение в гараже фундамента.
  • иные природные явления.

При возникновении расслоения или вспучивания бетонного слоя на полу, следует выполнить его полный или частичный демонтаж для новой заливки пола. Определить степень повреждения можно при помощи простукивания молотком проблемных частей пола. Если они разрушаются, то стоит выполнить их полную замену. Если слой пола в гараже остаётся устойчивым, то в целях экономии его можно оставить, но при этом стоит понимать, что на стыке нового слоя и старого могут возникать механические напряжения. При повышении или резком понижении температуры этот стык пола может деформироваться.

Если был построен новый гараж, то для заливки бетонного пола нужно удалить плодородный слой земли на глубину примерно в 0.5 м. Фундамент в гараже должен быть заглублён настолько, чтобы не снизить его прочное зацепление с грунтом. Такая разница между дорожным полотном и уровнем полов легко компенсируется благодаря засыпке песчано-щебневой подушки.

В случае преобладания сыпучих слоёв грунта нужно прокопать в гараже котлован до достижения плотного слоя, так как, в противном случае возрастёт нагрузка на фундамент и его срок эксплуатации в гараже существенно снизится.

Видео по заливке полов в гараже

Подготовительные работы по заливке пола в гараже

  • На подготовленный грунт необходимо засыпать слой речного очищенного песка толщиной в 35 см с последующей трамбовкой и выравниванием.
  • Чтобы добиться максимальной плотности, грунт обильно поливают водой и дополнительно трамбуют.
  • Затем сверху на грунт насыпают гравий с крупным размером фракций до 5 см. Он позволит существенно уплотнить слой и впоследствии служить для равномерной передачи нагрузки по всей площади полов, предотвращая разрушение бетонной заливки пола.
  • Этот слой также перед трамбовкой проливают водой.
  • Последний насыпной слой выполняют из щебня с мелким размером зерна до 5 мм, который максимально выравнивает поверхность и существенно экономит расход бетона.

Гравий перед продолжением работ должен просохнуть. Затем на него прокладывают гидроизоляционный слой. Наиболее распространённым материалом для этих целей является:

  • стеклоизол,
  • пенополистирол,
  • полиэтиленовая плёнка,
  • рубероид.

Первую полоску рулона разматывают вдоль одной из стен гаража с нахлестом на расстояние не менее 30 см. Она будет надёжно защищать полы от сырости стен. Однако если площадь полов гаража составляет более 25 м2, то от стены нужно дополнительно проложить пористую мембранную подкладку, которая будет учитывать тепловое расширение полов.

Последующие слои гидроизоляции в гараже укладываются внахлёст на расстояние примерно в 25 см с проклеиванием строительным скотчем. Это позволит избежать попадания влаги на скрытую поверхность бетона и промерзания пола при резких падениях температуры.

Если гараж планируется отапливать, то поверх гидроизоляции укладывается утеплитель по технологии, которая рекомендована производителем. При этом стоит учитывать существенные нагрузки, которые он должен выдерживать без потери своих свойств.

Определяем нулевой уровень заливки полов в гараже

Чтобы залить полы в гараже ровно, нужно определить так называемый нулевой уровень полов. Для этого берут лазерный уровень, размещают его в трёх разных углах гаража с внутренней стороны и отмечают уровень заливки не менее 5-7 см в толщину. При наличии неровностей их принимают за точку отсчёта либо устраняют для экономии раствора. На стенах гаража оставляют соответствующие пометки маркером.

Затем с шагом в 1-1.5 м необходимо установить в гараже на полу направляющие. Они будут служить для контроля уровня полов, а также позволят выполнить поэтапную заливку пола. Для этого используют металлические рейки с квадратным сечением, а также специальные пластиковые маячки, которые позволяют их жёстко выставить на определённом уровне. Их расположение проверяется при помощи уровня, а расстояние подбирается под размер правила, которым планируется выравнивать полы.

Затем с целью армирования на пол укладывается арматурная решётка внахлёст, так же, как и гидроизоляционный слой, но с перевязкой проволокой в местах контакта. Размер сетки должен быть 5х5 см, а диаметр прутка 3 мм. Это позволит выдерживать нагрузки даже грузовых автомобилей без разрушения покрытия пола.

Приготовление бетона для заливки пола

Залить бетон в гараж следует только при температуре окружающей среды выше + 0С. Это связано с наличием в растворе воды, которая замерзает и не позволяет схватиться бетону. В противном случае потребуется применение промышленного оборудования для принудительного прогрева слоя.

Поскольку для заливки пола потребуется много раствора, то лучше использовать для получения однородной смеси бетономешалку. В качестве составляющих для раствора бетона необходимо использовать соотношение часть цемента М400, три части песка. Вода добавляется постепенно в уже замешанный сухой раствор до получения вязкой консистенции, которая не жидкая, но и не ломкая. Если планируется существенно упрочить раствор, то в него добавляют пластификаторы и фиброволокна. Однако такие добавки потребуют быстрой заливки смеси из-за быстроты схватывания в течение 30-40 минут.

Заливка пола бетоном

Заливка пола в гараже производится вдоль двух направляющих на расстояние до 1 м, чтобы была возможность их выровнять мастерком, а затем подкорректировать правилом.

Для этого:

  • Правило прикладывают к двум направляющим и поступательными движениями влево и вправо с медленным подтягиванием его к себе проводят выравнивание.
  • Лишний раствор убирают, а в местах нехватки — добавляют мастерком.
  • После заливки одной части полов, приступают к следующей и так далее до полного выравнивания полов.
  • Затем выжидают сутки до частичного их застывания.
  • После этого снимают направляющие, а образованные пустоты заделывают новым бетонным раствором.

Чтобы предотвратить растрескивание поверхности пола, её необходимо обрызгивать водой при помощи распылителя. Это не даст слою бетона потерять влагу и не набрать прочностные характеристики. Однако если в гараже влажно, то такую процедуру делать не следует, так как она существенно увеличит срок застывания бетона.

По истечении 29 дней бетонные полы в гараже будут полностью готовы к эксплуатации. Однако в некоторых случаях в целях повышения их износостойкости и срока службы можно наносить защитные составы на основе полиуретана, эпоксидных смол или специальной краски по бетону.

Заключение

Заливка бетонных полов в гараже имеет несколько нюансов, которые необходимо соблюдать, так как, в противном случае существенно сократится их срок службы. Это касается правильной подготовки поверхности грунта и способу засыпки песчано-щебневого слоя. Также следует придерживаться технологии приготовления, заливки и обеспечения условий высыхания бетона.

Просмотрено: 1 624

Особенности бетонных покрытий

Бетон — самый распространенный материал для устройства полов в промышленных цехах, гаражах, ангарах, складах и на тех объектах, где покрытие интенсивно эксплуатируется. Прочность, морозостойкость и другие характеристики в значительной степени зависят от гранулометрического состава бетона, а также различных модификаторов, которые добавляются при производстве смесей.

Бетонный полы прочные и надежные. Но даже высокомарочный бетон можно испортить, если заливать его с грубыми нарушениями. Большое влияние на качество конечного продукта оказывает соблюдение технологии укладки и последующий уход в процессе твердения. Совместная работа всех слоев предупреждает образование трещин и скорое разрушение покрытия.

Толщина пола, схема армирования и марка бетона в первую очередь подбирается исходя из величины нагрузок от машины. Если для легкового автомобиля будет достаточно марки М250 и общей высоты пола 30 см со средним армированием, то для грузовика бетон должен быть как минимум М300, а толщина увеличена до 40 см и более. Используются достаточно мощные арматурные каркасы.

Чтобы облегчить уборку в гараже, полы заливаются с небольшим уклоном. Тогда лужи от снега или дождя не будут застаиваться под машиной, а навести чистоту можно с помощью воды из обычного шланга.

Разметка

Предвижу несогласие скептиков: зачем, скажут они, вообще нужна разметка, если размеры — четыре на шесть метров? Отвечу: разметка реально упрощает работу и не дает ошибиться. Представьте себе: подготовили вы основание, стали лить бетон, а пол идет под уклон. Вроде все было ровно, а весь замес ушел к одной стене. Придется покупать все заново, тратиться, заливать новый слой, выравнивать огрехи.

Если все сделать на глазок — рассыпать щебенку, засыпать песком и заливать бетоном, то вас может ожидать неприятный сюрприз — пол окажется ниже уровня порога и улицы. А это чревато. У меня родственник в Питере купил гараж, где пол был одного уровня с улицей. В зиму пришлось ему машину бросать на улице — дождь, талый снег заливал ворота, потом мороз прихватывал, намучился он счищать эту наледь. Пришлось делать водоотводные канавы. Поэтому в холодных регионах обычно приподнимают нулевой уровень. Но если вы живете на юге, то, может, и ничего, понижайте, как вам удобно. Классикой же считается пол вровень с порогом. Я всем советую пять раз отмерить, а уже потом делать все остальное.

Теперь про то, как его вымерять. Конечно, не с линейкой в руках и не откладывая отметку от пола — будет криво даже если кажется, что у вас глаз-алмаз. Если пойдет косина, потом замучаетесь выравнивать рытвины на бетоне. Нулевой уровень выводится по периметру стен независимо от уровня пола — на него, как и на потолок и прочие ориентиры вообще даже не смотрите. Это, кажется, теперь понятно.

Жидкое стекло для бетона

Для разметки есть специальные строительные нивелиры, в любом магазине их предложат массу. Не кидайтесь на самые дорогие, хотя вам будут нахваливать их характеристики. Но вам не бетонную трассу класть, достаточно нивелира поскромнее. Идеально подойдет недорогой построитель плоскостей — электронный уровень. Хотя многие по старинке пользуются водяным уровнем — он дешевле.

Да, чуть не забыл. Есть еще ротационные нивелиры для геодезических работ, строительства, но стоят они дорого, да и не к чему вам.

Плюсы и минусы

Если достоинства бетонного пола в гараже достаточно очевидны — прочность, долговечность и огнестойкость — то о недостатках нужно сказать подробнее:

Бетон весьма неустойчив к истирающим нагрузкам и износу. При высокой прочности цементного камня поверхность его пористая. Суммарное воздействие влаги и мороза приводят к быстрому разрушению покрытия. К тому же бетонные полы пылят, что вредно как для автомобиля, так и хранящихся в гараже вещей.

Поверхность бетона необходимо дополнительно защищать. В качестве финишной отделки используется краска по бетону, облицовка керамогранитом, наливные цементные полы, железнение или его современный аналог топпинг.

К недостаткам можно отнести и достаточно трудоемкую и материалоемкую укладку. Потребность в материалах для гаража средних размеров 6х4 м при толщине слоя щебеночно-песчаной подушки 20 см и бетона 10 см составляет:

  • 3,6 м³ щебня;
  • 1,2 м³ песка;
  • 2,4 м³ бетона.

Эти материалы нужно будет равномерно распределить по поверхности, уплотнить подушку, а бетонировать желательно в непрерывном режиме. После заливки раствор твердеет не меньше недели, в течение этого времени нужно за ним ухаживать. Поэтому бетонное покрытие нельзя назвать легким в монтаже, но в непростых условиях эксплуатации это оптимальный вариант.

Демпферный зазор

Элементарных знаний физики хватит, чтобы понять, зачем он нужен. Летом любые материалы расширяются, зимой под воздействием низких температур сжимаются. Считается, что бетонная стяжка способна «играть» при перепадах примерно на сантиметр по линейным габаритам. Поэтому для сохранности покрытия нужна температурная компенсация. Плюс изоляция от стен и герметизация стыков. Вот почему пол делают автономным, «плавающим». Для этого вдоль стен гаража и бетонной плиты делается специальный зазор. Технология примитивная — хоть просто проложите нарезанный полосами пенопласт или купите в строительном магазине демпферную ленту. Толщина пенопласта 10см, ширина 15. Что вылезет сверху, после срежете ножом.

Две технологии устройства пола в гараже

Бетонная конструкция (если точно, то железобетонная) может укладываться двумя способами:

  • Без утепления. Такая технология применяется на сухих почвах с низким уровнем грунтовых вод. Основание долго остается стабильным, поскольку не подвергается морозному пучению. Основные слои при устройстве полов — щебеночно-песчаная подушка, которая служит для упрочнения грунта, гидроизоляция, арматурный каркас и бетон.
  • С утеплением. Такой вариант используется на влагоемких почвах с высоким УГВ, а также в гаражах без отопления. Слой теплоизоляции (пенопласт, пенополистирол, керамзит, минеральная вата высокой плотности) предупреждает промерзание грунта под гаражом, что снижает силы морозного пучения. Бетон меньше растрескивается, дольше служит. К тому же утеплитель лучше сохраняет тепло в самом помещении, а пенополистирол еще дополнительно защищает от влажности, поскольку водонепроницаем.

Каждый хозяин вправе выбирать любую технологию, но сначала нужно проанализировать климатические и грунтовые условия, вероятность сезонного подъема УГВ, свои материальные возможности.

Материалы

Бетонные полы чаще всего устраиваются по грунту. Если в гараже есть погреб, то функцию пола исполняет ж/б плита, то есть практически готовое основание.

Подушка или подбетонка

При укладке по грунту обязательно устройство подушки или подбетонки. Они выравнивают и укрепляют подстилающий слой, защищают бетон от избыточной влажности.

Подушка представляет собой подсыпку из песка и щебня, которая максимально уплотняется трамбовкой или виброплитой. Для пола гаража оптимально устраивать щебеночную подсыпку с небольшим добавлением песка, поскольку щебень увеличивает прочность основания. Песок заполняет поры между крупными камнями и способствует равномерному распределению нагрузки. Рекомендуемая фракция щебня — 20-40 мм, крупность песка 2-3 мм, толщина подушки 20-40 см.

Для подсыпки можно использовать гравий, который отличается от щебня более округлыми гранями. В уплотненном состоянии несущая способность гравийной подушки практически такая же. А вот в бетон гравий добавлять не рекомендуется из-за низкой адгезии. Он слишком гладкий, плохо сцепляется с остальными компонентами смеси. Подбетонка устраивается из тощего бетона — смеси с низким содержанием цемента и воды. Его укладывают на грунт слоем 50-100 мм и уплотняют. Дальнейшие работы можно проводить не дожидаясь затвердевания.

Геотекстиль, гидроизоляция

Чтобы подушка не забивалась глиной и дольше сохраняла дренирующие свойства, используется геотекстиль. Это нетканое полотно с очень мелкими отверстиями, изготовленное из синтетических нитей.

Геотекстиль укладывается непосредственно на поверхность грунта, а сверху уже устраивается подушка. Чтобы выдерживать высокие нагрузки, геоткань должна быть прочной. Основная характеристика, по которой можно судить о прочности материала, — его плотность. Она измеряется в граммах на квадратный метр и может быть от 100 до 800 г/м². Для пола гаража оптимально использовать геотекстиль плотностью 250-350 г/м².

Гидроизоляция предназначена для защиты от воды невлагостойких материалов, эффективно снижает коррозию арматуры и бетона. В полах по грунту она укладывается на щебеночно-песчаную подушку. При заливке раствора изоляция препятствует раннему обезвоживанию смеси, а при эксплуатации не дает бетону переувлажняться.

В качестве гидроизоляции бетонного пола по щебеночной подсыпке используются плотные пленки толщиной не менее 200 мкм, рулонные материалы типа рубероида, а также мембраны. Если гараж частично заглубленный, то защиты от влажности требуют все подземные части, в том числе стены. В этом случае применяются обмазочные материалы и проникающие пропитки. Желательно, чтобы гидроизоляция была непрерывной и обеспечивала герметичность контура.

Арматура

Для армирования пола в гараже используются стальные сетки. Они усиливают основание, распределяют растягивающие нагрузки, к которым бетон недостаточно устойчив. Помимо этого армирование препятствует усадке и образованию трещин.

Сетки изготавливаются из гладкой или рифленой арматуры диаметром 4-5 мм с ячейкой 100х100 мм или более толстыми стержнями 8-10 мм с ячейкой 200х200 мм. Можно купить готовые сетки или сделать их самостоятельно. Выбор размера стержней и размера ячейки зависит от предполагаемых нагрузок.

Стержни сетки соединяются в узлах вязальной проволокой. При монтаже один каркас нужно уложить на другой с нахлестом не менее ширины ячейки и скрутить между собой проволокой для предотвращения сдвига.

При укладке арматуры нужно следить, чтобы обеспечивался защитный слой не менее 25-30 мм. Это препятствует увлажнению металла и его последующей коррозии. Для фиксации каркасов используются пластиковые проставки, если их нет — подкладки кучек раствора. Запрещено в качестве прокладок применять щебень. Ходить во время заливки бетона нужно по доскам или щитам, чтобы не деформировать сетки. Около боковых стен арматура укладывается с зазором не менее 25-30 мм, который нужно отложить от демпферной ленты или полосы утеплителя.

Если в гараже предполагается монтировать перегородку, в плиту пола обязательно укладывается арматурный каркас из 4 стержней диаметром 8-12 мм в два ряда с обвязкой хомутами или перемычками. Ребро жесткости должно быть направлено вниз, поэтому предварительно в основании устраивается выемка.

Бетон

Смесь изготавливается из портландцемента М400-М500, щебня, песка и воды в примерной пропорции Ц:П:Щ=1:3:5. Вода добавляется исходя из влажности заполнителей в водоцементном соотношении В:Ц=0,5-0,65. Увеличивать его не рекомендуется. Хотя более жидкий бетон удобнее в укладке, но при затвердевании он сильно усаживается и растрескивается.

Толщина заливки принимается исходя из размера нагрузок и соблюдения минимального защитного слоя 25 мм между арматурным каркасом и поверхностью бетонной плиты. Таким образом толщина составляет около 50 мм, но в большинстве случаев полы заливаются на высоту 80-100 мм.

Материалы для демпферного зазора

Свежий бетон при затвердевании склонен к усадке, а при колебаниях влажности и температуры железобетонная плита испытывает значительные температурные деформации. Чтобы избежать появления трещин, по периметру гаража нужно оставить компенсационный зазор. Его заполняют упругими влагостойкими материалами:

  • специальной демпферной лентой;
  • полосами утеплителя;
  • пластинами ВЭП;
  • герметизирующей мастикой.

Благодаря вязкости они гасят не только температурные деформации, но и вибрации конструкций, снижают уровень шума в помещении. Это особенно важно, если гараж находится в жилом доме или неподалеку.

Ленты или полосы укладываются вплотную к стенам. Между арматурными сетками и демпферными материалами должен оставаться защитный зазор не менее 25 мм.

Гидроизоляция

Бетонное основание может пропускать грунтовые воды. В ходе эксплуатации на полу без защитного слоя начнут проступать влажные пятна. Удалить их с поверхности невозможно. Для предотвращения намокания покрытия необходимо будет снять финишный слой и уложить гидроизоляцию. Полы также следует защищать от внешних воздействий влаги. Например, при таянии снега с поверхности шин или при мойке машины.

Первый этап в установке гидроизоляции – отсыпка гравийной подушки. Небольшие окатанные частицы выступают в роли дренажа, поэтому обеспечивают отвод воды с поверхности. Влага не застаивается и не вызывает гниение пола. Толщина подушки должна достигать 100 миллиметров. После укладки по поверхности необходимо неоднократно пройтись катком для уплотнения слоя.

Далее гравий засыпают песком. Это необходимо для того, чтобы излишки влаги не скапливались на бетонном основании фундамента. Песок способен впитывать влагу и препятствует коррозии бетона. Слой песчаной засыпки должен достигать одного сантиметра и хорошо утрамбовываться. Перед непосредственной укладкой бетонной плиты или заливки стяжки необходимо постелить полиэтилен.

Гидроизоляционный материал также укладывается после заливки бетона и укладки арматуры. Полиэтилен помогает уменьшить испарение воды с бетонного массива. Этот прием способствует увеличению срока службы основания. Армированная бетонная подушка со слоем изоляции должна высыхать несколько недель. Укладывать черновой пол можно только после полного высыхания основания.

Среди гидроизоляционных материалов для защиты гаражного настила используют рубероид, защитные пленки и мембраны. Покрытие фиксируют при помощи горячей мастики. Клеящее вещество дает дополнительную защиту от воздействия воды. Стены также можно обмазать защитной смесью на высоту до 20 сантиметров от уровня пола. Жидкую резину можно наносить только на поверхность без видимых дефектов.

Полимерная пленка обладает достаточно низкой ценой, а скреплять ее между собой можно при помощи простого скотча. Для регионов с преимущественно низкими температурами мастера советуют устанавливать проникающую изоляцию

Важно помнить, что слои гидроизоляции можно поднимать к стене на высоту от 15 сантиметров

Как сделать бетонный пол в гараже своими руками: пошаговая инструкция

Полы можно устраивать как на начальном этапе одновременно с монтажом фундамента, так и в уже готовом помещении. Последовательность работ будет одинакова:

  1. Подготовка площадки, выборка грунта.
  2. Укладка геотекстиля.
  3. Засыпка подушки, уплотнение.
  4. Монтаж гидроизоляции.
  5. Установка арматурных сеток и маяков.
  6. Заливка бетона.
  7. Выдержка.
  8. Финишные работы, включающие декоративно-защитную отделку.

Подготовка

На этом этапе удаляется верхний слой почвы на глубину не менее 30 см. Почему его нельзя оставить? При гниении органических остатков в земле поверхность будет проседать. Это может вызвать нежелательные деформации бетона и образование трещин.

Дно котлована тщательно выравнивается и утрамбовывается. Уплотнение повышает несущую способность основания, препятствует подсосу капиллярной влаги из почвы.

Укладка геотекстиля

Нетканый материал расстилается по поверхности. Если ширины рулона недостаточно, полосы укладываются с нахлестом 100-300 мм (по инструкции изготовителя). Места стыков скрепляются между собой и почвой анкерами или стальными скобами.

Устройство подушки

Щебеночно-песчаная смесь засыпается небольшими слоями толщиной около 50 мм. Каждый слой утрамбовывается с помощью специального оборудования или ручной трамбовки.

При уплотнении усилие не должно быть слишком большим, чтобы не вызвать смещение нижних слоев и разрыв геотекстиля. Дополнительно подушку можно пролить водой, чтобы песок хорошо заполнил полости между зернами щебня. Горизонтальность поверхности контролируется пузырьковым, водяным или лазерным уровнем.

Монтаж гидроизоляции

На выровненную сухую поверхность укладываются изоляционные материалы согласно рекомендуемой технологии:

  • Рулонные расстилаются полосами с проклейкой или наплавлением швов. Нахлест по продольным кромкам — не менее 100 мм. Стены по периметру обрабатываются праймером, гидроизоляция заводится на вертикальную поверхность на 80-100 мм.
  • Плотная полиэтиленовая пленка укладывается на основание, желательно, чтобы она была целым куском. Если гидроизоляция состоит из полос, края нужно сварить или склеить широким прочным скотчем. Недостаток пленки — низкая прочность на разрыв и прокол.
  • Гидроизоляционная профилированная или пленочная мембрана намного прочнее полиэтиленовой пленки. Она монтируется также с нахлестом, причем плотное примыкание полос обеспечивает сварка строительным феном, склеивание или специальные защелки.

При высоком УГВ профилированная мембрана выполняет функцию дренажа, ее можно укладывать сразу на грунт.

Монтаж арматурных сеток, установка маяков

Проставки устанавливаются на основание в шахматном порядке, сверху укладываются сетки с нахлестом, равным размеру ячейки. Между собой каркасы скрепляются проволочными скрутками.

Следующий этап — установка маяков. На порции раствора строго горизонтально монтируются металлические рейки. После застывания можно проводить бетонирование. Маяки удаляются по слегка затвердевшему бетону, стыки заполняются раствором и выравниваются.

Приготовление и заливка бетона

Смесь можно приготовить вручную, но это долго и физически тяжело. Гораздо чаще бетон замешивается в электрическом бетоносмесителе.

Сначала рекомендуется засыпать сухие составляющие, затем залить воду. Некоторым строителям удобнее смешивать компоненты небольшими частями. На выходе бетон должен иметь равномерную консистенцию.

Раствор заливают в опалубку из досок, которые ставят не ребро по периметру гаража. Предварительно их можно обернуть пленкой, чтобы бетон не присох. Смесь нужно уплотнять вибратором или металлическими прутьями для выхода пузырей воздуха.

Установка маяков

Для упора правила требуется выставить маячки по нужной высоте слоя. Можно купить готовые, но можно и обойтись подходящими брусьями, кусками труб. Высоту маяков регулируют так: ставят на густой раствор и вдавливают, сколько надо. Чем длиннее правило, тем меньшим числом маяков можно обойтись.

Как просверлить отверстие в бетоне

Принято начинать от дальней стены и идти к входу, делая шаг так, чтобы правило перехватывало расстояние примерно на 20-30 см. Отступ от стены для первого — 30 см и далее по шагу. Часто владельцы чуть задирают маячки от дальней стены — вы уже поняли, зачем эта хитрость. Чтобы вода самотеком шла по полу на улицу.

Через сутки маячки можно снять, углубления залить свежим раствором и разровнять.

Уход

После залива бетонного пола в гараже поверхность монолита рекомендуется укрыть пленкой для сохранения влаги, периодически поливать водой.

Если температура опускается ниже +5°С, используется дополнительный обогрев. Чтобы не увеличивать стоимость бетонирования, работы лучше вести в теплую погоду.

Высокую влажность в помещении нужно поддерживать около 7 дней. За это время произойдет гидратация зерен цемента, и бетон наберет необходимую прочность. Марочная прочность достигается за 28 суток, но небольшие нагрузки покрытие может выдержать уже через неделю.

От admin