Завод «Монолит» предлагает купить бетонные тротуарные плиты, произведённые согласно ГОСТ 17608-91. Эти армированные конструкции изготавливаются с применением конструктивной арматуры из проволоки Вр-I и монтажными петлями методами вибролитья или вибропрессования, в зависимости от пожеланий заказчика.

Гарантируем качество нашей продукции и предлагаем убедиться в этом, заказав наши изделия. Мы являемся прямым производителем и имеем честное ценообразование, поэтому стоимость бетонных тротуарных плит не включает в себя наценки на перепродажу. По запросу предоставляем всю сопроводительную документацию на продукцию нашего завода.

Тротуарные плиты укладываются на основания из бетона, щебня или песка. Этот вид ЖБИ является достойной альтернативой тротуарному покрытию с применением асфальта или гранитного отсева. Для обустройства тротуаров вдоль магистральных автодорог применяются изделия из бетона классов В30 или В35, а для укладки покрытий в садах, парках или мощения внутриквартальных проездов – смеси классов В22,5 или В25. Благодаря характеристикам материала плиты сохраняют свои физико-механические показатели и внешний вид в течение долгих лет.

Виды тротуарных плит

Бетонные плиты для тротуаров выпускаются следующих типоразмеров:

  • квадратные со стороной от 200 мм (марка 1К.5) до 1000 мм (8К.10) и толщиной от 50 до 100 мм;
  • прямоугольные с сечением от 375х250 мм (1П.5) до 1000х500 мм (6П.10) и толщиной от 50 до 100 мм;
  • прямоугольные с соотношением диаметра вписанной окружности к диаметру описанной от 250х432 мм (1Ш.5) до 500х865 мм (3Ш.10) и толщиной от 50 до 100 мм;
  • пятиугольные или четырехугольные доборные плиты, а также большой выбор фигурных и декоративных изделий.

В зависимости от размеров и используемой марки бетона, одна плита имеет вес от 20 до 250 килограммов. Это надо учитывать при укладке плит и выборе толщины подстилающего слоя цементно-песчаной смеси.

В прайс-листе ниже представлены основные товарные позиции, имеющиеся в наличии в Санкт-Петербурге. При необходимости мы готовы изготовить плиты бетонные под заказ, по вашим размерам. Подробную информацию Вы можете узнать у менеджера.

Преимущества тротуарных плит

Используя тротуарные плиты бетонные для мощения тротуара или любой другой придорожной территории, вы получаете следующие премущества:

  • высокая прочность и долговечность покрытия;
  • устойчивость к воздействию влаги;
  • морозостойкость F200, обеспечивающая как минимум 200 циклов заморозки без повреждений.

Эти показатели достигаются благодаря использованию пластифицирующих, воздухововлекающих и газообразующих добавок в процессе изготовления изделий на заводе.

Чтобы купить бетонные тротуарные плиты с доставкой в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, достаточно сделать заказ в нашей компании, позвонив по указанному на сайте телефону или оставив заявку любым доступным способом.

Вы можете оплатить свой заказ тремя способами:

Доставка осуществляется по всему Санкт-Петербургу и Ленинградской области. От габаритов груза и его веса будет зависеть вид транспорта, обычно выбор делается между бортовыми автомобилями, грузовиком с кузовом 6 метров или шаландой длиной 12 м. По желанию заказчика возможна аренда манипулятора.

На сегодняшний день различают несколько видов дорожных покрытий. Одно из них — плиты бетонные тротуарные. В отличие от асфальта, который под воздействием солнечных лучей может разогреваться и размягчаться, плиты изготавливаются из мелкозернистого бетона и обладают высоким запасом прочности.

Формы и размеры тротуарной плитки.

Современная тротуарная плитка подходит для обустройства городских или загородных дворов, площадей, тротуаров, парковых дорожек, детских площадок. Для устройства автомагистралей необходимо использование железобетонных плит, прочность которым придает специальная арматура. Высокая степень надежности такой продукции позволяет сооружать конструкции, остающиеся целыми даже под воздействием тяжеловесной и крупногабаритной техники.

Преимущества и характеристики тротуарных плит

Множество преимуществ, присущих бетонным плитам тротуарным, обусловили их высокую популярность как в народном хозяйстве, так и в частном строительстве. Основными достоинствами материала следует считать:

  • привлекательный внешний вид, создающий высокий уровень эстетичности сооружаемых конструкций;
  • широкое разнообразие форм, расцветок и размеров;
  • простоту укладки и разнообразие способов монтажа;
  • удобство ремонта или замены;
  • относительную бюджетность;
  • возможность использования в качестве и постоянного, и временного покрытия;
  • долговечность и износостойкость.

Схема изготовления тротуарной плитки методом вибропрессования.

Кроме того, существенным достоинством материала необходимо считать повышенную водонепроницаемость и морозоустойчивость. Данная продукция может успешно эксплуатироваться во многих климатических зонах. Если асфальтовое покрытие в среднем требует ремонта один раз в 5-7 лет, то плитка из бетона прослужит гораздо более длительное время.

Каждая тротуарная плитка представляет собой бетонный блок, изготовленный одним из двух способов: вибролитьем или вибропрессованием. Характеристики изготовленной продукции полностью зависят от способа производства. Так, элементы, изготовленные вибролитьем, имеют гладкую поверхность, что значительно ограничивает их использование. Данный способ характеризуется применением большого количества жидкости и малого количества цемента, за счет чего понижается прочность и морозоустойчивость изделий.

Элементы, изготовленные методом вибропрессования, имеют более высокие эксплуатационные характеристики и способны служить без замены не менее 25 лет. Кроме того, данный вид блоков обладает отличной геометричностью, что исключает появление широких зазоров между элементами при монтаже.

Вернуться к оглавлению

Разновидности тротуарной плитки

Многочисленные формы и размеры изделий потребовали создания специальной классификации. Так, ГОСТ предусматривает следующие виды плитки в зависимости от формы: прямоугольные, квадратные, фигурные, шестиугольные, декоративные и окаймляющие.

Схема укладки тротуарной плитки из декоративного бетона.

При создании пешеходных дорожек для движения людей с ограниченными возможностями (слабовидящих или слепых) созданы плиты тротуарные тактильные. Такая продукция характеризуется наличием шероховатой выпуклой поверхности и отличными противоскользящими свойствами.

Кроме того, тротуарные бетонные плитки могут быть предназначены для создания постоянных или временных объектов. Отличие продукции заключается в составе исходного сырья и типах соединения при монтаже. Все различия отражаются в маркировке продукции. Приобретая материал, в первую очередь необходимо обратить внимание на такие показатели, как тип элементов и допустимый уровень нагрузки, которая может оказываться на них.

Вернуться к оглавлению

Создание тротуарной плитки своими руками

Несмотря на то что данный строительный материал относится к бюджетным видам продукции, не все могут приобрести его для создания площадки или садовых дорожек на частном загородном участке.

Но отчаиваться не стоит, потому что изготовить тротуарные плитки из бетона можно собственными руками. Затраты при этом будут минимальными, ведь приобрести необходимо только составляющие для изготовления бетона.

Не секрет, что качество полученных изделий будет полностью зависеть от качества бетонного раствора. На заводах, где производится бетонная плитка, ГОСТ предусматривает использование следующего сырья:

  • портландцемента марки 500;
  • строительного песка с величиной фракций не ниже 2 мм;
  • гранитного или любого другого щебня из магматических горных пород с фракциями от 5 до 10 мм.

Формы для изготовления тротуарной плитки можно найти в любом строительном магазине.

При выборе щебня следует учитывать, что его марка по прочности на сжатие должна быть не менее 1000, по морозостойкости — не менее 200, а количество зерен игловатой или пластинчатой формы не должно превышать 25% от общего объема. Для придания изделиям надлежащей прочности рекомендуется использовать комплексную добавку с пластификатором С-3 или ЛСТ.

Приготовление бетона для тротуарной плитки ничем не отличается от создания обычной бетонной смеси. Необходимо использовать следующий рецепт:

  • 1 часть песка;
  • 1 часть портландцемента;
  • 2 части щебня;
  • 5% от массы цемента добавки с пластификатором.

Вода добавляется в таком количестве, чтобы смесь приобрела среднюю по густоте консистенцию, сравнимую с консистенцией густой сметаны. В первую очередь в емкость для изготовления раствора или бетономешалку закладываются все основные ингредиенты, после перемешивания добавляется сухой или разведенный жидкостью пластификатор.

Специалисты рекомендуют готовить такое количество бетона для тротуарной плитки, чтобы его можно было использовать за один раз, так как смесь, оставленная на какое-то время, может потерять свои характеристики.

Количество раствора зависит от количества форм, в которых будут застывать будущие тротуарные блоки.

Вернуться к оглавлению

Подготовка и заливка форм

Чтобы изготовить формы, потребуются следующие материалы и инструменты:

  • фанера, облицованная пластиком;
  • металлические уголки;
  • рулетка;
  • электролобзик;
  • мастерок или кельма;
  • строительный уровень;
  • крепеж для уголков;
  • картон и полиэтиленовая пленка;
  • армирующая сетка с ячейками 4,8 х 4,8 см;
  • солидол или машинное масло для смазки форм (при необходимости).

Металлические формы являются самыми прочными, но их также сложнее всего очистить.

Размер форм зависит от того, какого размера тротуарная плитка будет изготавливаться. В качестве примера можно рассмотреть вариант, при котором размеры каждого элемента будут составлять 50 х 50 см, а толщина — 4 см. В первую очередь необходимо разметить лист фанеры на квадраты со сторонами в 50 см и вырезать их при помощи электролобзика. Затем вырезаются полосы, из которых будут изготовлены боковые части форм. Для плитки толщиной в 4 см потребуются полосы шириной 5 см.

Следующий этап — сборка каркаса. Вначале с помощью металлических уголков собирается боковой квадрат каркаса, затем к нему крепится днище. При этом следует учитывать, что днище должно быть съемным для более удобного извлечения готовых элементов из форм. Пластиковая часть фанеры должна располагаться с внутренней стороны формы. Можно изготовить 3, 4 или 5 форм. Соответственно, одновременное количество изготавливаемой бетонной смеси должно быть рассчитано на заполнение этого объема.

Чтобы тротуарные плиты были ровными и имели одинаковую толщину, формы следует располагать на строго горизонтальной поверхности. Равномерность можно предварительно выверить при помощи строительного уровня.

Затем каждая форма смазывается маслом и заливается бетонная смесь.

При этом нужно придерживаться следующей технологии заливки:

  • на дно формы выливается половина подготовленного раствора;
  • смесь аккуратно разравнивается по форме мастерком (особое внимание необходимо уделять заполнению углов);
  • на раствор укладывается армирующая сетка, вырезанная согласно размерам;
  • выливается остаток бетона;
  • поверхность разравнивается и слегка утрамбовывается при помощи мастерка.

Форма должна быть до верха наполнена смесью, по мере высыхания ее ширина уменьшится. Затем форма закрывается полиэтиленовой пленкой и оставляется на 2 дня. Когда бетон подсохнет, форму необходимо уложить на мягкое основание и снять каркас. Плитка оставляется на просыхание еще в течение 3-4 дней. Чтобы набор прочности происходил постепенно, изделия желательно накрыть листами картона. Когда формы освободились, можно изготовить очередную порцию смеси и продолжать процесс создания плитки столько, сколько необходимо.

Готовые изделия требуется составлять в защищенном от солнечных лучей месте. Лучше, если до использования они пробудут здесь не меньше 20 дней. Так бетон сможет набрать самый высокий показатель прочности. Для изготовления разноцветной плитки можно использовать специальные пигменты, которые добавляются в смесь одновременно с пластификатором. Такая тротуарная плитка станет отличным украшением загородного участка, не уступая ни качеством, ни внешним видом лучшим заводским образцам.

Асфальтобетон современный надежный материал, который применяется для благоустройства городских и частных территорий. Используют асфальт для тротуаров, укладки подъездных дорожек, дорожного полотна, детских площадок и т.п. Покрытия из асфальтобетона характеризуются высокими показателями качества, крепости и долговечности.

При укладке тротуаров из асфальтобетона особое значение отводится выбору материала, проектированию работ и технологии постройки тротуара. В итоге, при соблюдении всех правил и требований получится удобное и безопасное покрытие, которое сохранится долгие годы.

Ниже мы подробно рассмотрим типовые конструкции тротуаров из асфальтобетона, узнаем их преимущества и недостатки, а так же разберем технологию укладки тротуаров своими руками.

Особенности асфальтного покрытия тротуаров

Специалисты выделяют два типа конструкции тротуаров – монолитные и сборные. Сборные конструкции подразумевают собой укладку тротуаров из бетонных или каменных плит и брусчатки, монолитные – это укладка цельного полотна из асфальта, цемента или бетона.

Для конструкции тротуара из асфальтобетона используют три вида асфальта:

  • Песчаный;
  • Литой;
  • Мелкозернистый.

Литой асфальтобетон укладывается при помощи специальной техники в горячем состоянии и разравнивается вибрационными катками. Песчаная смесь асфальтобетона чаще всего применяется для ремонтных работ – устранение ям, трещин, заливки дополнительного верхнего слоя покрытия.

Для тротуаров укладывается один слой асфальта толщиной в 3 см.

В состав асфальтобетонной смеси согласно ГОСТу 9128-2009 входит:

  • Битум;
  • Гравий и щебень;
  • Песок;
  • Пластификаторы.

На рынке стройматериалов можно встретить несколько видов асфальта, в зависимости от типа работ применяются разные составы. Например, для укладки дорожного полотна используется асфальт с маркой прочности от М1200, а асфальтобетон для тротуаров марка – М1000.

К тротуарному покрытию предъявляется определенные требования:

  • Высокие показатели износостойкости и истирания;
  • Жесткость и прочность;
  • Сцепка с обувью во избежание скользкости;
  • Устойчивость к влаге;
  • Морозостойкость;
  • Эстетический внешний вид.

ВСН 15-95 Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА

МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ

НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТВСН 15-95

МОСКВА — 1998

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.

Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.

Комплекс перспективного развития города

Управление развития Генплана

Мосстройлицензия

Ведомственные строительные нормы ВСН 15-95

Департамент строительства (Мосстройкомитет)

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит Взамен Технических указаний на устройство тротуаров из бетонных плит ВСН 26-76

1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91.

1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.

1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.

Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.

1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.

Внесены Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой) Утверждены:

Научно-техническим управлением Департамента строительства

«15» мая 1995 г

Дата введения в действие

«1» июля 1995 г

1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плиты, марка плиты Размеры плиты, мм
а б Толщина плиты
на щебеночных и бетонных основаниях А на песчаных и стабилизированных основаниях Б в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В
Квадратные плиты
1К.5, 1К.6, 1К.8 200 50 60 80
2К.5, 2К.6, 2К.10 250 50 60 100
3К.5, 3К.6, 3К.10 300 50 60 100
4К.5, 4К.7, 4К.10 375 50 70 100
5К.5, 5К.7, 5К.10 400 50 70 100
6К.5, 6К.7, 6К.10 500 50 70 100
7К.6, 7К.8, 7К.10 750 60 80 100
8К.8, 8К.10 1000 80 100 100
Прямоугольные плиты
1П.5, 1П.6, 1П.10 375 250 50 60 100
2П.5, 2П.7, 2П.10 500 250 50 70 100
3П.5, 3П.7, 3П.10 750 375 50 70 100
4П.6, 4П .7, 4П.10 750 375 60 70 100
5П.6, 5П.7, 5П.10 1000 500 60 70 100
6П.8, 6П.10 500 80 80 100
Шестиугольные плиты
1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.10 250 432 50 60 100
2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.10 375 648 50 70 100
3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.10 500 865 60 80 100

Из табл. 1.1 видно, что толщина плиты покрытия зависит от вида основания.

Примечание . По этому же ГОСТу промышленность изготавливает фигурные плиты и элементы мощения — (Ф) и элементы декоративные дорожные — (ЭДД), общий вид которых представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Общий вид фигурных плит и элементов мощения.

2.1. Основания под покрытие из бетонных плит устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона.

2.2. Работы по отсыпке и уплотнению земляного полотна, прокладке подземных сетей, устройству дренажей и засыпке траншей выполняют до начала работ по устройству оснований.

2.3. Земляное полотно планируют бульдозерами, автогрейдерами и уплотняют катками, используемыми на строительстве внутриквартальных дорог. Для планировки применяют бульдозеры ДЗ-18 (Д-535А), ДЗ-4 (Д-493А) и автогрейдеры ДЗ-40 (Д-144), ДЗ-40А (Д-598А), ДЗ-51. Для уплотнения используют катки на пневмомашинах ДУ-30 (Д-635), ДУ-31 (Д-627), вибрационные катки ДУ-10 (Д-455), ДУ-10А, ДУ-14 (Д-480), катки статического действия с гладкими вальцами ДУ-1 (Д-211В), ДУ-11А (Д-469А) и др. Тип катка выбирают в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара или пешеходной дорожки.

2.4. Плотность грунта земляного полотна, включая засыпку котлованов и траншей, должна быть не менее 0,98.

2.5. К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Во время приемки необходимо проверить:

соответствие отметок профилей (с точностью до 10 мм);

степень уплотнения грунта (через 25 м в двух точках по поперечному сечению).

Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.

2.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках — автопогрузчиками с навесным оборудованием. Толщина слоя рыхлого песка должна превышать проектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.

2.7. Песчаный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками, применяемыми при уплотнении земляного полотна (см. п. 2.3.). Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.8. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ± 5 мм.

Движение транспорта по готовому подстилающему слою запрещено.

2.9. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция ( CaCl2). Потребное количество хлористого кальция на 1 м2 поверхности подстилающего слоя при объемном весе песка 1700 кг/м3 приведено в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

Содержание безводного CaCl 2 в 1 л раствора, % Глубина пропитки, см Количество CaCl 2 , кг/м2
2 15 5
2 30 10

2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.

2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.

2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).

2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.

2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1 : 4, после чего расшивают раствором состава 1 : 2.

2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м3 раствора марки 50: цемент марки 400 — 155 кг, воды — 170 л, песка — 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 — 6 %.

2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже — 15 °С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

2.19. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 — 6 % по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.

Смесь укладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом 5 — 10 т или вибрационными — весом 1,5 — 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должно иметь заметных деформаций.

2.20. При устройстве оснований из тощего бетона применяют марку бетона М100. Ориентировочный расход материалов на 1 м3 бетонной смеси составляет: цемент марки 400 — 90 — 100 кг, щебень фр. до 40 мм — 1440 — 1400 кг, песок — 650 — 600 кг, вода — 120 — 130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоноукладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками 8 — 10 проходами по одному следу.

2.21. Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройство бетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаному подстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой или площадочным вибратором. Через каждые 30 — 40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.

2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал — битумная эмульсия — из расчета 0,7 кг/м2.

2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре, наружного воздуха до — 15 °С. Укладку бетонной смеси следует производить на подготовленный до наступления морозов песчаный подстилающий слой.

3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощи навесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3- 5-тонному автокрану или автопогрузчику ( рис. 3.1).

Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом конструкции ГДС-1 ( рис. 3.2) или вручную.

3.2. Раскладка плит может осуществляться по различным схемам ( рис. 3.3).

3.3. Укладку плит следует производить поперечными рядами от края и до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит ( рис. 3.4).

Рис. 3.1. Захват для укладки плит:

1 — рама из труб прямоугольного сечения (40×60 мм); 2-вал траверсы; 3 — несущая траверса; 4 — полоса с вырезом; 5 — скоба; 6 — палец; 7 — полоса размером 100×80×10 мм; 8 — полоса размером 150×100×10 мм; 9 — рычаг

Рис. 3.2. Вакуум-захват для укладки плит

Рис. 3.3. Схемы раскладки плит в покрытии.

3.4. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.

3.5. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть в пределах 8 — 12 мм и с размером стороны до 50 см — в пределах 5 — 8 мм. Швы заполняют песчано-цементной смесью в соотношении 3 : 1.

3.6. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

3.7. При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 — 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Какие-либо перекосы плиты недопустимы. При употреблении ломов обламывание кромок плит должно исключаться.

3.8. Выравнивание уложенных плит осуществляют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

3.9. Фигурные плиты и элементы мощения укладывают, главным образом, плитоукладчиками отечественного или зарубежного производства. На рис. 3.5 показана укладка покрытия при помощи плитоукладчика. На рис. 3.6 приведены схемы раскладки фигурных элементов.

3.10. При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее, до наступления устойчивых заморозков, подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

Рис. 3.4. Схема укладки тротуарных плит с перевязкой швов:

1 — штырь; 2 — ходовой шнур

Рис. 3.5. Укладка плит при помощи плитоукладчика

Рис. 3.6. Схемы раскладки фигурных элементов мощения

3.11. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его разливом раствора CaCl2 в количестве 1 л/м2. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем или при помощи установки, применяемой для устройства кровель с наплавляемым рубероидом, а также нагретым до температуры 180 — 200 °С горячим песком, который укладывают толщиной слоя 5 — 7 см, с последующим его удалением.

3.12. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают подогретый цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм, температура которого не должна превышать 35 °С.

3.13. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже — 15 °С не рекомендуется.

3.14. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжении плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.

4.1. Тротуары должны быть выполнены в соответствии с проектом, СНиПом и другими действующими нормативно-техническими документами.

4.2. При приемке тротуаров должны быть проверены:

а) соответствие утвержденному проекту конструкций основания подстилающего слоя, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на «скрытые» работы, журналам производства работ и лабораторным данным;

б) соответствие ширины тротуара проектному размеру;

в) продольный и поперечный профили покрытия и их соответствие проекту (проверяется контрольным нивелированием);

г) ровность поверхности покрытия, которая выполняется путем контрольных замеров 3-метровой рейкой не менее чем через 20 м; просветы под рейкой не должны превышать 3 мм.

5.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве». Ответственность за состояние техники безопасности и промышленной санитарии возлагается на начальника и главных инженеров специализированных управлений и трестов.

5.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в соответствии с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения России.

5.3. К работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний производится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

5.4. За соблюдение правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

5.5. Проверка знаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна производиться ежегодно. При неудовлетворительных знаниях управляющий трестом обязан не допускать инженерно-технический персонал к руководству работами.

5.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с действующими нормами.

5.7. При производстве работ в зимнее время для обогрева рабочих устанавливаются периодические перерывы продолжительностью 10 мин при температуре — 20° и — 30° и полное прекращение работ при температуре ниже — 30 °С.

5.8. Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 — 3 м, а более 200 Вт — на высоте 3,5 — 10 м.

5.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением на основание пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.

Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества.

5.10. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка Управления механизации.

5.11. Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами или ремонтировать их.

6.1. Работы, связанные с поддержанием в исправном состоянии покрытий тротуаров, подразделяются на следующие основные виды:

— содержание;

— текущий ремонт;

— капитальный ремонт.

6.2. Содержание тротуаров включает работы по регулярному уходу за ними в целях поддержания в надлежащем порядке и чистоте в течение всего года для обеспечения нормальных условий передвижения пешеходов.

6.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению отдельных мелких деформаций, масляных пятен, трещин и разрушений плит.

6.4. Масляные пятна, появившиеся на поверхности плит, удаляются при помощи адсорбционных порошков или сухого цемента, обезжиривающих средств, которые используют для чистки машин, а также бытовых моющих средств.

Пятна от масляных красок удаляют при помощи абразивного порошка и воды. Применение растворителей нецелесообразно, так как раствор краски еще глубже проникает в поры бетона. Аэрозольные краски, нанесенные на плиты методом пульверизации, удаляют при помощи ацетона.

Битум с бетонных плит удаляют механическими средствами или вручную, затем на оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и покрывают ремонтируемый участок полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.

6.5. Трещины устраняют путем заливки их эпоксидными, полимерными и коллоидно-цементными клеями.

6.6. Трещины в бетонных плитах перед склеиванием должны быть очищены от грязи и пыли, а в случае заполнения коллоидно-цементным клеем склеиваемые поверхности следует увлажнить.

6.7. Эпоксидный клей приготовляют из эпоксидной смолы (ЭД-5), наполнителя (песок), пластификатора (лак кукерсоль) и отвердителя (бензосульфокислота и полиэтилен-полиамин-БСК) в соотношении 10 : 11 : 3 : 4,5. Эпоксидный клей приведенного состава должен быть использован в течение 35 мин после приготовления.

6.8. В состав полимерцементного клея входит портландцемент марки 400, песок формовочный, песок строительный, вода, фуриловый спирт, солянокислый анилин, хлористый кальций в соответствии 4,85 : 1,76 : 1,32 : 2,15 : 0,4 : 0,06 : 0,66.

6.9. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем может производиться вручную или при помощи прибора типа вибропистолета и пневмобачка емкостью 20 литров. Внутри пневмобачка должна быть вмонтирована вибробулава, служащая для уменьшения вязкости клея при подаче его в вибропистолет в периодической активации клея при хранении.

6.10. Приготовление сухой смеси и коллоидного цементного клея из нее производится согласно «Временным указаниям на приготовление коллоидного цементного клея» (ВСН 8-66).

Клей приготовляется непосредственно перед употреблением путем затворения сухой смеси водой. При применении вибропистолета водовяжущее отношение клея должно составлять 0,25 — 0,28; в случае заполнения трещин вручную — 0,3 — 0,35.

6.11. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем должно быть выполнено в течение не более двух часов с момента его приготовления. Температура клея, при которой производится заполнение трещин, должна быть не ниже 5 °С.

6.12. При текущем ремонте в случае необходимости выравнивают основание. Разрушенные плиты удаляют и заменяют новыми, которые укладывают на цементный раствор или сухую цементно-песчаную смесь.

Все швы между плитами прочищают сжатым воздухом от компрессора и заливают цементным раствором состава 1 : 3 на полную высоту шва.

6.13. Капитальный ремонт предусматривает полную или частичную смену конструктивных элементов тротуара: покрытия, основания, подстилающего слоя. Земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено до коэффициента не менее 0,98.

6.14. Устройство конструктивных элементов тротуаров производится при капитальном ремонте так же, как и при строительстве в соответствии с указаниями разделов 2 и 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».

2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».

3. СНиП Ш-4-80* «Техника безопасности в строительстве».

4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.

5. Рекомендации по строительству городских дорог в зимнее время, 1991 г. НИИМосстрой

6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог ( ВСН 1-94). Департамент строительства.

7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит ( ВСН 26-76). Главмосинжстрой.

8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.

9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.

10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Устройство оснований, установка бортовых камней . 2

3. Устройство покрытия . 4

4. Приемка работ . 7

5. Требования безопасности . 8

6. Эксплуатация тротуаров . 8

Процесс асфальтирования тротуарных дорожек

Технология укладки асфальта тротуарных и пешеходных дорожек ничем не отличается от асфальтирования дорожного полотна. Специалисты применяют два вида асфальтобетона:

  • Горячий асфальт – используется для укладки нового полотна.
  • Холодный асфальт – чаще всего его применяют для ремонтных работ.

Работы с холодным асфальтобетоном можно проводить в любую погоду и любое время года. Холодный асфальт можно приобрести в магазине и выполнить ямочный ремонт самостоятельно.

Работы по асфальтированию проводятся в несколько этапов. Для наилучшего результата, необходимо строго соблюдать правильную последовательность действий.

  • Разметка участка;
  • Подготовка основания;
  • Установка бордюров;
  • Создание песчанно-щебневой подушки;
  • Обработка эмульсией;
  • Укладка асфальта.

Технологии дорожных работ

Дорожные покрытия из асфальта распространены и чрезвычайно популярны. Это связано, прежде всего, с долговечностью и прочностью такого варианта. Чтобы эти условия были полностью выполнены, необходимо соблюсти ряд условий. Технология укладки асфальта отличается определенными трудностями, но если все сделать правильно, затраты окупятся безукоризненным покрытием и беспроблемной эксплуатацией.

Виды асфальтового покрытия

В производстве асфальтовой смеси используются битумные материалы (смолы), а также армирующий наполнитель. Его роль играет крупный песок и минеральные породы определенной фракции. Все материалы должны быть хорошего качества, а в зависимости от вида и назначения покрытия в состав добавляются другие ингредиенты.

Типы асфальта:

  1. Покрытия первого класса. Используются для укладки трасс, способны выдерживать большие нагрузки. Технология предусматривает применение минерального наполнителя размером до четырех сантиметров. Такие покрытия выдерживают вес груженого транспорта и интенсивное использование.
  2. Покрытия второго класса. Применяются для асфальтирования площадей, тротуаров и пешеходных дорог. Самые крупные включения асфальтовой смеси достигают 25 мм.
  3. Покрытия третьего класса. Приоритетом в этом случае будет пластичность смеси. Минеральные частички минимального размера (до 15 мм), что позволяет получить плотное прилегание состава. Таким покрытием оснащают места бестранспортного использования (частные дворы, территории учреждений, спортивные площадки).

Пропорции и нормы изготовления регулируются ГОСТ, но многие производители игнорируют такое правило и используют дешевые заменители. На качестве асфальтной смеси это отображается не лучшим образом, поэтому предпочтительней заказывать этот товар у действительно проверенных компаний, например, представительств .

Технологии нанесения:

  • Горячий асфальт. Его технология укладки требует использования специальной техники, а также соблюдению ряда условий. В первую очередь это температура готовой смеси и воздуха окружающей среды. Недопустимо укладывать остывший асфальт, а также выполнять работы при отрицательных температурах. Второй важный момент — скорость укладка горячего асфальта. Если работы не выполнены в соответствии с ГОСТ, качество покрытия будет плохим. Горячий асфальт используется для прокладки новых дорог и тротуаров. После нанесения покрытие должно некоторое время не использоваться, чтобы обеспечить достаточно прочное сцепление.
  • Холодный асфальт. Его номы также регламентируются ГОСТ и СНИП, но в производстве используются битумы других марок, которые быстрей затвердевают и не требуют определенной температуры. Укладывать холодный асфальт можно в более широком диапазоне температур окружающей среды (допускается до — 5ºС). Чаще всего такой способ применяется при выполнении ямочного ремонта дорог, либо для выполнения асфальтирования своими силами.

Приобрести холодный асфальт можно не только непосредственно у изготовителя, но также и в строительных магазинах. Герметичная тара позволяет сохранить его характеристики до нескольких месяцев. Вместе с тем, по прочности и сроку службы холодная смесь значительно уступает альтернативному варианту, поэтому применение на оживленных трассах или места активного использования несколько ограничено.

Подготовительные работы перед укладкой асфальта

Важное условие правильной укладки — соблюдение требований ГОСТ и СНИП по подготовке поверхностей. Эти нормативы предусматривают несколько этапов, от которых также будет зависеть качество будущей дороги.

Как подготовить поверхность:

  1. Расчистить и разметить участок асфальтирования. При необходимости (болотистая местность, возможные проблемы с грунтом) выполняются геодезические исследования.
  2. Верхний слой грунта снимается полностью. Для автострад возможно возведение специальной насыпи, а вот для пешеходной дороги из асфальта это не требуется.
  3. На дно траншеи засыпается песчаная «подушка», после чего необходимо установить специальный материал — геотекстиль. Он предотвратит смещение строительных материалов крупных фракций в песок.
  4. В полученный котлован необходимо засыпать щебень разного размера. От назначения покрытия будет зависеть фракция материала. Наиболее крупный щебень используют для прокладки магистралей. Слои располагаются в порядке убывания — от крупных до мелкозернистых материалов.
  5. Количество подготовительных слоев также зависит от дальнейшего использования дороги. После установки материал хорошо придавливается специальным катком. Это обеспечит надежную сцепку, устранив возможные проблемы с эксплуатацией.
  6. Для укрепления и предотвращения появления трещин на готовом покрытии используют армирующую сетку.

ГОСТ по укладке асфальта регламентирует все возможные нюансы, связанные с выполнение такого покрытия. Процесс этот отличается сложностью, ведь даже при наличии специальной техники большая часть работ до сих пор требует ручного труда.

Как выполняется асфальтирование

Правила укладки асфальта по большей части зависят от вида и назначения покрытия, но некоторые нормативы менять нельзя. Такие правила четко прописаны в ГОСТ и СНИП, и именно они обеспечивают долговечность и качество будущих дорог и тротуаров.

По требованиям ГОСТ асфальтирование дорог и тротуаров должно проводиться при подходящих погодных условиях. Производство смеси также определено нормативами этих документов. Укладка асфальта СНИП (строительные нормы и правила) также определяет качество готовых работ, причем от этапа проведения подготовительных работ до завершающего цикла.

Подготовительный этап

Перед началом строительных работ по укладке асфальтобетона определяются размеры тротуара, его границы и место, где он будет проходить. Важно, чтобы на месте будущих работ не росли крупные деревья, так как их корни в будущем могут повредить покрытие.

Выбранное место тщательно очищается, кустарник и деревья (при наличии) выкорчевываются, убирается весь мусор. Затем размечаются границы дорожки.

Подготовка основания

В пределах указанных границ тротуара необходимо вырыть «ванну». Для этого снимается верхний слой грунта толщиной примерно в 30 см, и тщательно утрамбовывается.

Следующим шагом станет установка боковых бордюров. Бордюры имеют два основных предназначения – эстетически оформить границы тротуара и удержать раствор асфальтобетона от расползания во время укладочных работ.

Процесс установки бордюров:

  • С двух сторон дорожки выкопать параллельные траншеи;
  • Натянуть контрольную нить, по которой будут укладываться элементы бордюра;
  • Уложить кирпичи или другие выбранные материалы на цементный раствор.

Подготовка песчанно-щебневой подушки

После прокладки бордюров начинается работы по формированию щебневой подушки.

  • На подготовленное основание засыпается слой песка, его толщина должна составлять 15 см. Песок разравнивается (ровность можно проверить строительным уровнем) и тщательно утрамбовывается;
  • На слой песка высыпается слой щебня крупной фракции и хорошо утрамбовывается;
  • На полученное основание прокладывают гидроизоляцию;
  • Поверх гидроизоляционного слоя засыпается щебень мелкой фракции или гравий, разравнивается;
  • Слои заливаются водой и утрамбовываются, вода обеспечит плотное прилегание слоев друг к другу.

Требуется заранее соорудить дренажные отверстия, чтобы дождевая вода не скапливалась на тротуаре.

Прайс-лист на асфальтирование дорог

Выезд на объект. Консультации по асфальтированию дорог

  • Выезд специалиста на объектБесплатно
  • Консультация по асфальтированию будущей дорогиБесплатно
  • Обмер участка. Составление окончательной сметы по всем работамБесплатно

Подготовка участка

  • Выборка и вывоз грунта вручную от 500 руб. / куб.м.
  • Выборка и вывоз грунта механизмами от 440 руб. / куб.м.
  • Устройство дренажной системы (водоотводные лотки с решётками) от 2000 руб. / пог.м.
  • Разборка бортового камня с вывозом строительного мусора от 130 руб. / пог.м.
  • Демонтаж асфальтового/бетонного покрытия с погрузкой и вывозом мусора от 120 руб. / кв.м.
  • Планировка грунта в дорожном корыте под отметку от 35 руб. / кв.м.
  • Разборка тротуарного покрытия с погрузкой и вывозом строительного мусора от 70 руб. / кв.м.

Основной комплекс работ по асфальтированию дороги

  • Планировка территории под отметку с уплотнением виброкатком от 80 руб. / кв.м.
  • Выборка земляного корыта с последующим вывозом и планировкой территории под отметку от 350 руб. / кв.м.
  • Устройство песчаного основания толщиной 10 см от 110 руб. / кв.м.
  • Устройство песчаного основания толщиной 15 см от 160 руб. / кв.м.
  • Устройство щебеночного основания толщиной 15 см из известкового щебня от 240 руб. / кв.м.
  • Устройство бетонного основания толщ. 10 см с армированием дорожной сеткой от 680 руб. / кв.м.
  • Устройство основания из фрезерованного асфальтобетона толщиной 8-10 см от 140 руб. / кв.м.
  • Устройство дорожек с покрытием из гранитного отсева от 760 руб. / кв.м.
  • Установка бортовых камней БР 100.30.15 на бетонное основание от 540 руб. / пог.м.
  • Установка газонных (садовых) камней БР 60.20.8 на бетонное основание от 350 руб. / пог.м.
  • Устройство основания из сухой цементно-песчаной смеси толщиной 3-4 см от 100 руб. / кв.м.
  • Устройство цементно-бетонных оснований от 500 руб. / кв.м.
  • Поливка основания битумной эмульсией от 15 руб. / кв.м.
  • Устройство покрытия из крупнозернистого асфальта толщ. 4-5 см от 380 руб. / кв.м.
  • Устройство покрытия из мелкозернистого асфальта толщ. 4-5 см от 350 руб. / кв.м.
  • Устройство покрытия из песчаного асфальта толщ. 4-5 см от 340 руб. / кв.м.
  • Нарезка швов в асфальтном/бетонном покрытии алмазными дисками от 15 руб. / кв.м.
  • Устройство плиточного покрытия, включая стоимость плитки (серая) от 900 руб. / кв.м.

Технология укладки тротуара асфальтобетоном

Асфальтоукладочные работы лучше доверить экспертам, так как у них в наличии есть специальная техника, но при желании укладку можно выполнить самостоятельно.

Для устройства тротуаров из асфальтобетона понадобятся следующие инструменты:

  • лопата для разброса смеси по участку;
  • швабра-движок для разравнивания поверхности;
  • ручной каток для трамбовки асфальта;
  • солярка для смазки инструментов.

Из материалов нужны только готовый раствор асфальтобетона и специальная эмульсия для пропитки. Выделяется три основных вида пропиточных составов для асфальта:

  • Битумная эмульсия – самая распространенная и доступная по цене, но не отличается высокими качественными показателями, поэтому покрытие требует регулярного обновления.
  • Каменноугольная смола – ее главное преимущество устойчивость к воздействию нефтепродуктов и долговечность;
  • Пропитка на основе акрилового полимера – самый дорогостоящий вариант, но самый качественный из всех. Этот вид используют на площадках с большими нагрузками, например теннисные корты и стадионы.

На готовое основание при помощи лопаты раскладывается масса асфальтобетона толщиной в 3 – 5 см. Затем шваброй тщательно разравнивается по всей площади и утрамбовывается ручным катком – движения катка должны быть только по прямой линии.

Чтобы на рабочие инструменты и каток не прилипала смесь асфальта. Их необходимо заранее смазать соляркой.

Готовую поверхность пропитывается асфальтной эмульсией или специальной краской, предназначенной для асфальта.

Пропитка может быть разного цвета.

Устройство тротуара с асфальтобетонным покрытием

Тротуары должны обеспечивать удобное и безопасное движение пешеходов по ним. Как правило, покрытие тротуара выполняется монолитным из асфальтобетона или мощёным (из плитки или брусчатки).

Устройство тротуара с асфальтобетонным покрытием:

  1. Вначале проводятся геодезические разбивочные работы.
  2. Затем подготавливается основание путём выравнивания грунта и формирования «корыта» под будущую дорожную одежду тротуара.
  3. После этого устанавливается и закрепляется бортовой камень, определяющий границы тротуара в плане и удерживающий дорожную одежду в требуемых границах на протяжении срока эксплуатации.
  4. Когда эти операции выполнены, приступают к устройству дорожной одежды. Первым устраивается подстилающий слой из песка.

  5. Далее укладывается верхний слой основания. Как правило, он выполняется из щебня, но может быть устроен и из иных материалов: металлургического шлака, кирпичного боя, гравия, ракушечника и др. Все слои обязательно уплотняются.

  6. Перед устройством покрытия выполняется подгрунтовка: по слою основания разливается битумная эмульсия. Это необходимо для надёжного сцепления слоёв основания и покрытия между собой, чтобы конструкция дорожной одежды работала как единое целое. Покрытие выполняется из горячих асфальтобетонных смесей, как правило, типов Г и Д (мелкозернистых, или песчаных). Реже используются литые смеси. В случаях, если тротуар будет использоваться для подъезда автротранспорта, следует предусматривать покрытие из асфальтобетонных смесей, содержащих в своём составе щебень (типы А, Б, В). Те же меры рекомендуются и в случае регулярной механизированной уборки тротуара.

Устройство тротуара из плитки, или брусчатки:

  1. При устройстве мощёных покрытий тротуаров несколько меняется порядок укладки слоёв основания. Нижний слой – также подстилающий из песка (может устраиваться не всегда)
  2. Далее следует несущий слой основания из щебня, гравия или другого материала.
  3. На него обязательно укладывается выравнивающий (монтажный) слой из просеянного песка толщиной около 5 см.
  4. Песок монтажного слоя предварительно разравнивают с помощью грабель и правила (ровной доски) и обильно поливают.
  5. Дав песку отстояться от нескольких часов до суток, песок утрамбовывают и окончательно разравнивают.
  6. После этого вручную производится укладка плитки или брусчатки. Рабочие должны проводить укладку перед собой, передвигаясь по уже уложенной плитке или брусчатке, не нарушая ровности основания. Если остаются промежутки, в которые целая плитка (камень) не входит, то отрезают куски нужных размеров и монтируют их.
  7. Затем всё покрытие присыпается песком и прометается метлой или жёсткой щёткой. За счёт этого заполняются швы – пустоты между плитками. Остатки песка можно смыть с покрытия, поливая его водой из шланга через рассекатель. Если цвет покрытия только серый, то для заполнения швов может использоваться смесь песка с цементом в соотношении 1:1.
  8. Если есть необходимость, то покрытие уплотняется с помощью виброплиты, имеющей резиновую прослойку на рабочей поверхности.

Если сравнивать два представленных способа, то очевидным преимуществом при устройстве асфальтобетонного покрытия является высокая степень механизации всех технологических операций. Мощёное покрытие обладает большей декоративностью, особенно если применяется цветная плитка для создания рисунка, но здесь необходим значительный объём ручных работ.

Преимущества обоих типов покрытия — возможность применения цветного асфальта. Как правило, для тротуаров рекомендуется создание цветного покрытия по «холодной» технологии из-за дороговизны «горячей». Для этого на готовое асфальтобетонное покрытие наносится тонкий декоративный слой. В состав смеси входят цветной песок (кварцевый), термостойкие пигменты и термоклей. Стоимость такого покрытия составляет от 1000 руб./м 2 . Для сравнения: покрытие из цветного асфальта по «горячей» технологии обойдётся в 3000 – 4000 руб./м 2 . В этом случае окрашена будет вся асфальтобетонная смесь за счёт добавления в неё цветного песка и щебня и необходимого пигмента. Вяжущее используется бесцветное – например, в виде гранул.

Преимущества и недостатки асфальтного покрытия

Асфальтное покрытие завоевало большую популярность благодаря большому списку положительных качеств, среди которых можно выделить следующие:

  • Доступная цена – все материалы можно приобрести в магазине и самостоятельно изготовить раствор;
  • Быстрота укладки и высыхания покрытия – работы проводятся в короткий срок, полное высыхания асфальта наступает спустя пару дней;
  • Простота ремонтных работ – достаточно удалить деформированную часть и уложить на его место холодный асфальт и тщательно утрамбовать;
  • Внешний вид – покрытие ровное и гладкое, есть возможность выбрать необходимый цвет или оттенок;
  • Прочность и стойкость к деформации;
  • Водостойкость.

Главным недостатком покрытия из асфальтобетона для тротуаров является неприятный запах от битумных испарений, который может появиться в жару.

Ремонт асфальтового покрытия тротуара

Перед асфальтированием нужно удалить все загрязнения, выкорчевать растения, убрать старое покрытие. После удаления старого покрытия можно приступать к выравниванию площадки для ремонта асфальтового покрытия тротуара. Чтобы асфальт на покрытии тротуара был на одном уровне с остальными частями дороги, нужно сделать небольшое углубление под фундамент.

Если на участке будут стоять знаки, бордюры, поребрики, нужно сразу позаботиться об их установке. После установки дополнительных знаков мастера приступают к подготовке основания. Для основания используют щебень, шлакоблоки, мелкий гравий, цементно-глиняную смесь. Основание тщательно уплотняется трамбовкой.

На утрамбованное основание кладется асфальтовая смесь. Асфальт для пешеходных зон кладут горячим или холодным методом. Толщина асфальтового покрытия тротуара составляет 3-4 см. После асфальтоукладки территорию очищают от мусора и передают заказчику.

От admin